Урок информатики основные устройства компьютера. Соединяет компьютер с другими компьютерами по сети или к сети Интернет. V. Домашнее задание

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

"Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь".
И. В. Гете

Цели урока :

  • контроль, обобщение и систематизирование знаний об устройстве компьютера;
  • способствование развитию познавательной активности учащихся, внимательности, находчивости;
  • развитие интереса к предмету;
  • воспитание чувства ответственности за общее дело, умения работать в команде.

Подготовительный этап.

Класс делится на 2 команды, и каждая команда получает задание: придумать себе название и зашифровать его в виде ребуса. Приглашается жюри.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих.

II. Тестирование.

  1. Устройство компьютера, предназначенное для обработки информации:
    а) внешняя память;
    б) процессор;
    в) монитор;
    г) клавиатура.
  2. Устройством вывода является:
    а) монитор;
    б) клавиатура;
    в) сканер;
    г) дискета.
  3. Устройством ввода является:
    а) принтер;
    б) монитор;
    в) сканер;
    г) дисковод.
  4. Оперативная память служит для:
    а) временного хранения данных и очищается при выключении питания ПК;
    б) временного хранения данных и при выключении питания ПК не очищается;
    в) временного хранения данных, от состояния питания ПК не зависит;
    г) долговременного хранения данных.
  5. Укажите тип принтера с наихудшим качеством печати:
    а) струйный;
    б) матричный;
    в) лазерный.
  6. Микрофон – это:
    а) устройство обработки звуковой информации;
    б) устройство хранения звуковой информации;
    в) устройство вывода звуковой информации;
    г) устройство ввода звуковой информации.
  7. При несоблюдении санитарно-гигиенических требований вредное влияние на здоровье человека может оказывать следующее устройство компьютера:
    а) принтер;
    б) монитор;
    в) системный блок;
    г) мышь.
  8. К устройствам внешней памяти не относятся:
    а) гибкие магнитные диски;
    б) жесткий магнитный диск;
    в) CD-ROM;
    г) оперативная память.
  9. Мышь – это:
    а) устройство вывода информации;
    б) устройство ввода символьной информации;
    в) устройство ввода манипуляторного типа;
    г) устройство хранения информации.
  10. Для переноса информации используют:
    а) дискету;
    б) оперативную память;
    в) дисковод;
    г) процессор.

Закончив работу с тестом, ребята меняются карточками с соседом по парте, проверяют (правильные ответы написаны на доске) и выставляют оценки (критерии оценивания также написаны на доске). Затем работы сдают учителю.

Ответы: 1б, 2а, 3в, 4а, 5б, 6г, 7б, 8г, 9в, 10а.

  • 9–10 правильных ответов – «5»
  • 7–8 правильных ответов – «4»
  • 5–6 правильных ответов – «3»

III. Соревнование.

1. Представление команд (конкурс ребусов).

2. Закончи стихотворение.

Командам по очереди читаются стихотворения, которые они должны закончить. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть... (мышка) .

А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это... (джойстик).

Словно смелый капитан!
А на нем – горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается... (дисплей) .

Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут... (системным).

По клавишам
прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот – ... (клавиатура) .

В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится... (дискета) .

И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил –
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется... (модем) .

Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный... (принтер) .

3. Эстафета.

Первая команда должна написать на доске Устройства ввода и обработки информации, вторая – Устройства вывода и хранения информации.

Проверка: каждый верный термин +1 балл. При необходимости учитель дополняет списки. Вместе с учениками считаются баллы.

4. Конкурс капитанов.

1-я команда.

  1. Назови клавишное устройство ввода информации. (Клавиатура ).
  2. Характеристикой какого устройства является тактовая частота? (Процессора ).
  3. Как называется системная плата компьютера? (Материнская ).
  4. Диски CD-ROM магнитные или лазерные? (Лазерные ).
  5. Назови клавишу, фиксирующую режим ввода заглавных букв. (CapsLock ).

2-я команда.

  1. Назови основное устройство манипуляторного типа. (Мышь ).
  2. Оперативная память физически реализована на диске или на микросхемах? (На микросхемах ).
  3. Как называется кратковременная память компьютера? (Оперативная ).
  4. В состав какого устройства входит арифметико-логическое устройство? (Процессор ).
  5. Назови клавишу, стирающую символы слева от курсора. (BackSpace ).

5. Разгадайте кроссворд.

Кроссворд выдается на карточках вместе с вопросами.

Вопросы:

  1. Устройство, при помощи которого человек вводит информацию в компьютер. (Клавиатура).
  2. Набор условных обозначений для записи заранее определенных символов. (Код) .
  3. Устройство, при помощи которого люди считали с XVII до XX века включительно. (Арифмометр) .
  4. Устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу. (Принтер) .
  5. Запоминающее устройство. (Память) .
  6. Список, из которого можно выбрать команду. В этой строке находятся слова: файл, правка, вид и т.д. (Меню).
  7. Устройство, на которое выводится информация. (Монитор) .
  8. Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков. (Счеты) .
  9. Главное устройство, “мозг” компьютера, который управляет всеми устройствами компьютера. (Процессор) .

Если все отгадано верно, то в результате получится слово “компьютер ”.

6. Составьте слова.

Из слов на карточке составить слова, связанные с информатикой и компьютером. Буквы в словах не могут повторяться, и все имеются в слове.

  1. Овод, диск. (Дисковод )
  2. Миф, нота, икра. (Информатика )
  3. Ель, писк. (Пиксель )
  4. Сор, процесс. (Процессор )
  5. Кол, кони. (Колонки )

7. “Венгерский” кроссворд.

IV. Подведение итогов урока.

Награждение победителей.

V. Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме «Устройства компьютера».

Тема : Основные устройства компьютера.

Цели урока:

  • показать учащимся сходство работы с информацией человека и компьютера;
  • познакомить учащихся с основными устройствами компьютера;
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  • развитие познавательных интересов, памяти, внимания;
  • воспитание коллективизма, познавательной активности

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, ПО – Компьютер из УМК Роботландия, карточки-ребусы, домино

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объяснение цели и хода урока

– На прошлых уроках мы говорили об информации, ее свойствах, кодировании информации. С этого урока мы начинаем знакомство с компьютером
Все вы работали на компьютере и можете назвать его компоненты. С этого урока вы узнаете, какие устройства являются основными и какие дополнительными.

Сегодня мы рассмотрим, какие основные устройства компьютера имеются, практически, у каждого ПК, зачем они нужны.

II. Теоретическая часть

Как работает компьютер,
Из чего он состоит,
Разобраться нам сегодня
На уроке предстоит

Давай с тобой порассуждаем,
Как человек изобретает.
Тогда понятно станет всем,
Как создавалась ЭВМ.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд.
С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека.

Человек считал сначала устно, потом он придумал счеты, арифмометр, калькулятор и наконец компьютер. Считать стало легче и быстрее.

По небу вертолет летает.
Кого он нам напоминает?
Он схож, конечно, не с козой,
А с попрыгуньей стрекозой.

На землю самолет садится -
Огромная стальная птица.

А лодка, что по морю ходит,
Немного на кита походит.

Так, за природой наблюдая,
Ее законы открывая,
Всё человек изобретал,
Идеи у природы брал.

Не может человек создать,
Что невозможно увидать.
Всё, что придумать он сумел,
То у природы подглядел.

И вывод сделать нам осталось,
Что человек, как оказалось,
Когда задумал ЭВМ,
На самого себя смотрел.

Порой человек получает информации значительно больше, чем может обработать его мозг. Человек не может принять непонятную ему информацию, быстро устаёт и может ошибиться, обрабатывая информацию, не способен долго сохранять информацию.
Человеку был необходим помощник, который бы быстро и безотказно обрабатывал информацию, выдавал её в удобном виде и хранил сколь угодно
Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, т.е. работы с информацией.
По своему назначению компьютер - это универсальное техническое средство для работы с информацией.

По принципам своего устройства компьютер - это модель человека, работающего с информацией.
Пример – решение задачи

Учащиеся заполняют таблицу в тетради

Мы мир вокруг воспринимаем
Какими органами - знаем.
Не будем все перечислять,
Напомним только, что их пять.

Ты на компьютер посмотри
И те устройства назови,
Которые должны служить,
Чтоб информацию вводить.

С клавиатурой ты знаком,
Вся состоит из клавиш.
А для чего она нужна,
Сегодня ты узнаешь.

На ней красивые значки -
Не просто декорация,
Она компьютеру нужна
Для ввода информации.

Клавиатура - это устройство для ввода информации в компьютер. С ее помощью можно ввести в компьютер текстовую информацию.

Всеми органами тела
Управляет мозг умело.
И в компьютере надеемся,
Мозг конечно же имеется.
Есть в компьютере процессор -
Очень умный, как профессор.
Он программу прочитает
И работать начинает.
Всем командует процессор -
Самый главный элемент.
Он в машине служит мозгом,
И его важнее нет.
Процессор - самый главный эле­мент в компьютере. Он обрабатывает информацию и управляет всеми его ус­тройствами.

Говорю я не для рифмы
Эти важные слова:
Знает он всего две цифры,
Переводит в них слова.
Человеческий язык
Понимать он не привык.
Наших слов не разбирает,
Буквы в цифры превращает.
Мы набрали букву «А»
Или целые слова.
В миг в нули и единицы
Что набрали превратится.
Вот тебе теперь известно,
Как работает процессор.

Если текст хотим составить,
Нам потребуется память.
И в нее он за мгновенье
Текст запишет без сомненья.

В памяти в виде нулей и единиц хранятся информация и программы, по которым работает центральный про­цессор.

Да, пока еще компьютер
Не умеет говорить.
Может только на экране
Сообщенья выводить.

Монитор - это устройство вывода информации из компьютера. Он выво­дит ее на экран.

Что происходит с информацией в компьютере?

Итак, ты многое узнал.
Давай итоги подведем.
И основные устройства
Сейчас мы быстро назовем

III. Конкурс – игра

Класс делится на группы по 4 человека.

Задание 1. От каждой группы по 2 человека садятся за компьютер и выполняют 1 задание по заполнению схемы. (УМК Роботландия, 1994 г., Компьютер, задание 1)

Задание 2. Другие участники группы отгадывают ребусы и распределяют их по группам Информация и Компьютер. (Приложение 1 )

Задание 3. Члены группы меняются местами. По 2 человека за компьютером выполняют 2 задание по заполнению схемы. (УМК Роботландия, 1994 г., Компьютер, задание 2)

Другие участники группы отгадывают ребусы и распределяют их по группам Информация и Компьютер. (Приложение 1 )

Капитаны команд демонстрируют ответы на доске

Дополнительно:

Задание 4. Домино – сложить домино (Приложение 2 )

IV Подведение итогов

V. Домашнее задание – Ч 1 из печатного учебника

Литература :

1. Е.В. Грязнова , «Занимательная Информатика в начальной школе», Информатика и образование, №5-2006 г.
2. УМК Роботландия, COMPUT
3. Ребусы и домино из журнала «Информатика и образование», газеты «Информатика» разных лет»
4. Ребусы с сайта «Азы информатики»

КУ по теме: «Устройство компьютера и программное обеспечение».

Конспект урока № 1 по теме: «Основные устройства компьютера».

Цели: - дать представление о назначении компьютера.

Дать представление об основных устройствах компьютера, и их характеристиках.

Аппаратное обеспечение компьютера – система взаимосвязанных технических устройств, выполняющих ввод, хранение, обработку и вывод информации (hardware).

Основные этапы обработки информации:

Производительность компьютера – характеристика, показывающая скорость выполнения компьютером операций обработки информации.

Основные устройства: монитор, клавиатура, системный блок.

  1. Монитор – устройство вывода символьной и графической информации на экран. Подключается к видеокарте, установленной в компьютере.

Монитор на ЭЛТ (электронно – лучевые трубки) выглядит как кинескоп у телевизора. Монитор жидкокристаллический (LCD), или плоский монитор, сделан из жидкого вещества.

Мониторы могут иметь различный размер экрана. Размер диагонали экрана измеряется в дюймах (1дюйм = 2,54 см) и обычно составляют 15,17 дюймов.

Любое изображение на экране представляется набором точек, которые называют пикселями. Число точек по горизонтали и вертикали экрана называют разрешающей способностью монитора. Четкость изображения на мониторе определяется расстоянием между точками на экране, или величиной шага. Значения колеблются от 0,22 до 0,43 мм.

  1. Клавиатура – устройство ввода текстовой и числовой информации. Место ввода информации на экране указывается специальным значком, который называется курсором. Вид курсора может быть различным в виде мигающей черточки, прямоугольника и т.д. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 информирующих о режиме работы клавиатуры световых индикатора в правом верхнем углу.

Группы клавиш: 1. алфавитно – цифровые.

2.управляющие клавиши – для ввода и выполнения команд (shift, ctrl,alt).

3. функциональные клавиши – от F1 до F12.

4. управление курсором – для перемещения курсора на экране монитора.

5. малая цифровая клавиатура (световой индикатор Num Lock – включен, работает ввод цифр, выключен – работает управление курсором.)

Таблица назначения основных управляющих клавиш

Клавиша

Назначение

Enter

Ввод набранной команды или текста

Отмена текущего действия

Установка курсора в определенную позицию

Caps lock

Фиксация режима вода прописных букв

Shift, ctrl, alt

Действуют с буквенной или управляющей клавишей

Backspace

Удаление символа слева от курсора

Удаление текущего символа

Режим вставки или замены символа

Num lock

Переключение режима работы малой клавиатуры

Print screen

Печать экрана

Home \ end, page up\page down

Вперед \ назад, вверх \ вниз

  1. Системный блок включает в себя: системную или материнскую плату, процессор, память, магистраль.

Процессор – устройство, обеспечивающее преобразование информации и управление другими устройствами компьютера.

Современный процессор представляет собой микросхему или чип, выполненный на кремниевой пластине – кристалле. Поэтому его называют микропроцессором. В современных компьютерах он равен 2 см^2. Процессор выполняет арифметические и логические операции. Арифметические операции – это математические операции (сложение, вычитание, умножение, деление). Логические операции – отношения между объектами.

Характеристики процессора: 1. Производительность – количество элементарных операций, выполняемых им за одну секунду.

2. Тактовая частота – число тактов работы процессора в секунду. Такт – это малый промежуток времени, в течение которого может быть выполнена элементарная операция (например, сложение двух чисел). Чем больше тактовая частота, тем больше операций в секунду выполняет процессор. Измеряется тактовая частота в МГц. 1 МГц = миллион тактов в секунду.

3. Разрядность процессора определяется количеством двоичных разрядов, которые могут передаваться или обрабатываться процессором одновременно. Эта порция информации, часто называется машинным словом. Процессор может иметь одновременный доступ к 8, 16, 32, 64 битам. С повышением разрядности увеличивается объем информации, обрабатываемый процессором за один такт. Чем выше разрядность тем с большим количеством памяти может работать процессор. Часто уточняют разрядность процессора и пишут 64\36, что означает, что процессор имеет 64-разрядную шину данных и 36-разрядную шину адреса.

Память – это совокупность устройств для хранения информации.

Характеристики и операции памяти: 1. Адресация – память состоит из ячеек, в каждой из которых хранится определенная порция информации. Чтобы взять информацию из ячейки или поместить ее туда, надо указать адрес ячейки.

2. Операции с памятью: считывание и запись.

Чтение (считывание) информации из памяти – процесс получения информации из ячеек памяти, расположенных по заданному адресу.

Запись (сохранение) – информации в памяти – процесс размещения информации по заданному адресу для хранения.

Время доступа, или быстродействие, памяти – время, необходимое для чтения из памяти либо записи в нее минимальной порции информации.

Объем (емкость) памяти – максимальное количество хранимой в ней информации.

Классификация видов компьютерной памяти по назначению:

Внутренняя память и ее характерные особенности: быстродействие и ограниченная емкость.

Постоянная память (ПЗУ) – устройство для долговременного хранения программ и данных, необходимых для работы компьютера (ROM- память только для чтения).

Оперативная память – устройство для хранения программ и данных, которые обрабатываются процессором в текущем сеансе работы (RAM- память с произвольным доступом).

Кэш - память (тайник, склад) – служит для увеличения производительности компьютера, согласования работы устройств различной скорости. Она является промежуточным запоминающим устройством или буфером.

Внешняя память – долговременное хранение информации.

Носитель – материальный объект, способный хранить информацию.

Устройство внешней памяти (накопитель) – физическое приспособление, позволяющее производить считывание и запись информации на соответствующий носитель.

Плотность записи – объем информации, записанный на единице длины дорожки.

Сравнительная характеристика устройств памяти

Вид памяти

Объем

Оперативная память

32, 64, 128 Мбайт

Кэш – память

От 8 до 512 Кбайт, 1 Мбайт

Постоянная память

128 – 256 Кбайт

ГМД - дискета

1,44 Мбайт

ЖМД - винчестер

2 – 74 Гбайт

CD – компакт диск

250 – 1500 Мбайт

Контрольные вопросы: 1. Какие характеристики есть общие для всех видов памяти.

2. Какие виды памяти существуют и в чем их различие.

3. В чем суть считывания и записи информации в память.

4. В чем особенности оперативной памяти.

5. В чем особенности постоянной памяти.

6. Чем характеризуется внутренняя память компьютера.

7. Каково назначение микропроцессора.

8. Какие характеристики микропроцессора вы знаете.

9. Что такое тактовая частота процессора.

10. Что такое разрядность процессора.

11. Что входит в базовый комплекс компьютера.

12. Что понимают под аппаратным обеспечением компьютера.

13. Каково назначение монитора и клавиатуры.

14. Установлено, что для записи символа необходим 1 байт памяти. В тетради в клеточку, состоящей из 18 листов, мы пишем по одному символу в каждой клетке. Сколько тетрадей можно записать на один гибкий диск с объемом памяти 1,44 Мбайт.

15. Определите объем памяти, необходимой для хранения 2 млн символов. Сколько дисков объемом 1,44 Мбайт понадобится для записи этой информации.

Конспект урока № 2 по теме: «Дополнительные устройства компьютера».

Цели: -

Устройства ввода информации.

Драйвер устройства – программа, управляющая работой конкретного устройства ввода \ вывода информации.

Устройства ввода по способу ввода информации можно разделить на:

1. Устройства с прямым вводом - данные читаются непосредственно компьютерными устройствами (манипуляторы, сенсорные, сканирование, распознавание речи).

  1. Устройства с клавиатурным вводом – ручной ввод с клавиатуры.

Мышь – устройство с кнопками и шариком, который находится во внутренней стороне.

Мыши отличаются друг от друга: - способом считывания информации (механические, оптико – механические и оптические).

Количеством кнопок (2-3),

Способом соединения с компьютером.(проводные и безпроводные).

Сканер – считывание информации с бумаги в компьютер.

Характеристики сканера: - глубина распознавания цвета,

Оптическое разрешение или точность сканирования,

Программное обеспечение,

Конструкция (ручной, страничный, планшетный),

Время сканирования и размер документа.

Устройства вывода информации.

Принтер – устройство вывода информации на бумагу.

По способу формирования выводимой информации принтеры делятся на:

Последовательные, когда документ формируется символ за символом,

Строчные, когда формируется сразу вся строка,

Страничные, когда формируется изображение целой страницы.

По количеству цветов, используемых при печати: черно – белые и цветные.

По способу печати: ударные и безударные.

По способу получения изображения на бумаге: матричные, струйные, лазерные, термические, литерные.

Характеристики принтеров: - ширина каретки, определяющая формат документа,

Скорость печати, определяет число знаков или страниц в секунду или минуту,

Разрешающая способность принтера.

Матричный относятся к ударным печатающимся устройствам, изображение формируется с помощью иголок, ударяющих по бумаге через красящую ленту, помещенную в картридж. В результате на бумаге остается оттиск символа. Управление перемещением иголок производится с помощью электромагнита. Матричные принтеры бывают 9-, 18-, 24 – игольчатые.

Струйный – безударное печатающее устройство. Из отверстий (сопел) картриджа выбрасываются тонкие струи чернил. Капельки отклоняются под действием электромагнитов. Количество сопел от 12 до 64.

Лазерный для формирования изображений используется лазерный луч. С помощью линз тонкий луч лазера формирует электронное изображение на светочувствительном барабане. К заряженным участкам электронного изображения притягиваются частички порошка – красителя (тонера), который затем переносится на бумагу.

Контрольные вопросы: 1. Как можно классифицировать устройства ввода, вывода информации.

2. Характеристики мышей.

3. Основные группы клавиш клавиатуры.

4. Каковы основные характеристики сканеров.

5. В чем состоит принцип работы матричного принтера.

6. Дайте сравнительную оценку лазерного и струйного принтера.

Конспект урока № 3 по теме: «Магистрально – модульный принцип построения компьютера. Структурная схема компьютера».

Внутри системного блока располагаются следующие устройства:

Микропроцессор,

Внутренняя память,

Дисководы,

Системная шина,

Электронные схемы,

Блок питания, система вентиляции, индикации и защиты.

Все перечисленные устройства помещены в корпус. Типы корпусов: горизонтальный или настольный, вертикальный.

Системная плата на ней расположены процессор и память. Связывает в единое целое различные устройства.

В основе работы компьютера лежит принцип программного управления. Все данные и команды хранятся в закодированном виде в оперативной памяти.

Принцип открытой архитектуры – правила построения компьютера, в соответствии с которыми каждый новый узел (блок) должен быть совместим со старым и легко устанавливаться в том же месте в компьютере.

Магистраль (системная шина) – система проводов, которая соединяет между собой все устройства компьютера и по которой передается информации. Магистраль включает в себя три шины: шину данных, шину адреса и шину управления. К магистрали подключается процессор и оперативная память.

Шина данных (8, 16, 32, 64 бита). Данные передаются между различными устройствами. Разрядность определяется разрядностью процессора, т.е. число двоичных разрядов, которые обрабатываются одновременно.

Шина адреса (16, 20, 24, 32, 36 битов). Каждое устройство или ячейка памяти имеют свой адрес. Адрес передается по адресной шине.

Шина управления. Передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по магистрали. Сигналы показывают какую операцию – считывание или запись – нужно производить.

Связь компьютера с различными устройствами ввода и вывода осуществляется через порты. Порты бывают последовательные (мышь- число не более четырех их имена COM1 ….COM4) и параллельные (принтер, сканер – число портов три и их имена LPT1, LPT2, LPT3).

СХЕМА УСТРОЙСТВА КОМПЬЮТЕРА

Сбор кодирование хранение передача

информации и ввод и обработка и декодирование

Контрольные работы: 1. Что такое принцип программного управления.

2. Для чего нужна системная плата.

3. Что такое порт.

4. В чем состоит принцип открытой архитектуры.

Конспект урока № 4 по теме: «Классификация программного обеспечения».

  1. Введение.

Для работы с компьютером важно иметь не только хорошее аппаратное обеспечение (железо или hardware), но и программное обеспечение (software).

Программное обеспечение компьютера (ПО) – совокупность всех используемых в компьютере программ.

Программа – это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

Данные – это информация, введенная в компьютер, обрабатывается компьютером.

Пример: вычислить объем прямоугольного параллелепипеда.

Исходные данные: Программа:

Три числа а, в, с – 1. Вычислить площадь основания

Длины ребер параллелепипеда. S=a*b;

2. Вычислить объем:

V=S*c.

Здесь данными являются пять чисел: a,b,c,s,v. они делятся на исходные, промежуточные и окончательные (результаты).

Программа состоит из двух команд, которые должен совершить человек, чтобы решить задачу.

Компьютер является формальным исполнителем программы, т.е. он непонимает что делает. Любая работа компьютером выполняется с помощью программ.

  1. Классификация программ.

Все программное обеспечение принято делить на три класса:

Системное, прикладное, инструментальное.

Системное программное обеспечение

Необходимая принадлежность компьютера, так как обеспечивает взаимодействие человека, всех устройств компьютера и программ.

Самой важной системной программой является операционная система (ОС), которая хранится на жестком диске.

ОС обеспечивает:

  1. Выполнение прикладных программ,
  2. Управление ресурсами компьютера – памятью, процессором, внешними устройствами,
  3. Контакт человека с компьютером.

К наиболее известным ОС относят: Windows 98, NT, Unix, MS-Dos.

Кроме ОС к системным относят программы – оболочки (Norton Commander), очистка диска, проверка диска.

Прикладное программное обеспечение

ПП – программы специального назначения, необходимые пользователю для решения своих задач. Их еще называют приложением.

К ППО относят:

  1. Текстовые процессоры – для создания текстовых документов,
  2. Табличные процессоры (электронные таблицы) – для вычислений и анализа информации,
  3. Базы данных – для организации и управления данными,
  4. Графические пакеты – для представления информации в виде рисунков и графиков,
  5. Коммуникационные программы – для обмена информацией между компьютерами,
  6. Обучающие программы (электронные учебники, словари, энциклопедии),
  7. Игры.

Инструментальные программы

ИП – предназначены для создания новых программ. Это языки программирования.

  1. Как программное обеспечение соотносится с аппаратной частью.

Как видно на рисунке непосредственно обеспечивает работу устройств системная среда. Более «дружественна» пользователю прикладная среда, которая в меньшей степени влияет на работу аппаратной части, а в основном ориентирована на преобразование информации и выдачу результата.

Ресурсы компьютера – это возможности аппаратных и программных средств, которые могут быть использованы для решения конкретной задачи на протяжении определенного интервала времени.

Ресурсы компьютера определяются:

  1. Характеристиками процессора,
  2. Емкостью внутренней и внешней памяти,
  3. Характеристиками устройств ввода и вывода информации.

Контрольные вопросы: 1. Что называют программой?

2. Расскажите о классификации программного обеспечения?

3. Приведите пример системных программ и их назначение?

4. Примеры прикладных программ и их назначение?

5. Как следует понимать термин «ресурсы компьютера»?

Конспект урока № 5 по теме: «Операционная система: назначение и состав. Загрузка ОС. Файлы».

  1. Назначение системной среды Windows.

Основной системной программой является операционная система. При включении компьютера пользователь, в первую очередь, попадает в среду, создаваемую операционной системой. Одним из представителей этого класса является Windows, которая обеспечивает управление ресурсами компьютера, выполнение прикладных программ и взаимодействие пользователя с компьютером. В Windows реализован единый объективный подход к данным и программам. Все, с чем пользователь имеет дело в системной среде, является объектами, каждый объект характеризуется параметрами и действиями.

Среди объектов ОС следует выделить: файл, папку, графические объекты интерфейса. Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню, элементов управления.

  1. Представление о файле.

Представьте себе камеру хранения на вокзале. Сумки, чемоданы можно оставить в ячейках, которые располагаются на стеллажах. У каждой ячейки есть определенное место в стеллаже и номер. Работник должен записать фамилию пассажира, номер занятых им ячеек и время сдачи вещей на хранение – этого достаточно, чтобы потом найти все вещи.

В компьютере материальными носителями для длительного хранения информации являются диски и ленты, лазерные диски. Данные, подобно вещам в камерах хранения, могут быть распределены по свободным областям носителя. Роль «кладовщика» берет на себя операционная система.

Файл – это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе. Файлу обязательно должно быть присвоено имя, по которому эти данные можно найти.

Имя файла состоит из двух частей: - собственно имени, которое дает пользователь,

И расширения, которое зависит от программы, в которой был создан этот файл и данных хранящихся в нем, состоит из трех или менее букв.

ТИП (расширение)

Значение

Текстовая информация

Графическая информация

Видеоизображение

Звуковую информацию

Копия

Exe, com

Исполняемый файл, позволяет войти в определенную среду – например в игру.

Кроме имени и типа файл характеризуется: размером, датой и временем создания.

Значок – элементарный графический объект. По значку можно узнать, в какой среде создан файл или какого он типа.

Действия над файлами: создавать, хранить, закрывать, открывать, переименовывать, копировать, удалять.

  1. Представление о папке.

Дома мы наводим порядок, свои вещи кладем в один ящик, сестры – в другой, чтобы ничего не перепутать. Так и в компьютере, на диске, где хранится много файлов, должен быть порядок. Для этого создаются папки. Они существуют в виде значка на экране. В папках можно объединят файлы по любому признаку, например:

  1. По тематике (папка с играми, обучающими программами),
  2. По имени ее владельца,
  3. По времени создания.

Папка кроме файлов может содержать другие папки.

Папка – объект Windows, предназначенный для объединения файлов и других папок в группы.

У папки есть имя, без расширения. Действия те же, что и с файлами.

  1. Управление файловой системой - обмен файлами между устройствами.
  2. Командный процессор – запрашивает у пользователя команды и выполняет их.
  3. Драйверы устройств – специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяют производить настройку некоторых параметров устройств.
  4. Графический интерфейс – диалог пользователя с компьютером.
  5. Сервисные программы (утилиты) – проверка диска, архивируют файлы и т.д.
  6. Справочная система.

Конспект урока № 8 по теме: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

  1. Типы компьютерных вирусов.

Первая массовая эпидемия компьютерного вируса произошла в 1986 году, когда вирус «Браин» заражал дискеты.

Обязательным свойством компьютерного вируса является способность к размножению (самокопированию) и незаметному для пользователя внедрению в файлы, загрузочные сектора дисков и документы.

После заражения компьютера вирус может активизироваться и заставить выполнять какие – либо действия. Активизация вируса может быть связана с различными событиями (наступлением определенной даты, запуском программы, открытием документа).

  1. Классификация вирусов.
  1. По величине вредных воздействий: неопасные, опасные, очень опасные.
  2. По среде обитания: файловые, загрузочные, макровирусы, сетевые.
  1. Антивирусные программы
  1. Полифаги проверка файлов, загрузочных дисков и т.д. к ним относятся Dr. Web, Kaspersky.
  2. Ревизоры подсчет контрольных сумм для присутствующих на диске файлов.
  3. Блокировщики перехватывающие вирусоопасные ситуации и сообщающие об этом пользователю.

вывод

память

хранение

преобразование

ввод

внутренняя

внешняя

ОЗУ

ПЗУ

Кэш -память

НЖМД

НГМД

Лаз. Д.

Маг. Л.

Устройства ввода

процессор

Устройства вывода

память

Программное обеспечение

Системное

Прикладное

Инструментальное

Аппаратное обеспечение

Системное программирование

Инструментальные программы

Предварительный просмотр:

Схема устройства компьютера

Название

Устройства

Основное назначение

Основные

хар-ки

Возможные значения

Оперативная память

Процессор

Сканер

Принтер

Клавиатура

Принтер

Монитор

Дисковод

контроллер

контроллер

контроллер

контроллер

ОЗУ

ПЗУ

Процессор

Шина данных

МАГИСТРАЛЬ Шина адреса

Шина управления

Предварительный просмотр:

Задание # 1

Вопрос:

Сканер - это:

1) устройство хранения информации

2) устройство обработки информации

3) устройство вывода информации на бумагу

4) устройство ввода информации с бумаги

Задание # 2

Вопрос:

Укажите тип принтера с наихудшими качествами печати:

1) струйный

2) матричный

3) лазерный

Задание # 3

Вопрос:

Перемещает курсор в начало строки клавиша:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) PgDown

2) End

3) PgUp

4) Home

Задание # 4

Вопрос:

Укажите устройство, не являющееся устройством вывода информации:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) микрофон

2) монитор

3) принтер

4) звуковые колонки

Задание # 5

Вопрос:

Манипулятор "мышь" - это устройство:

1) считывания информации

2) модуляции и демодуляции

3) долговременного хранения информации

4) для подключения принтера к компьютеру

5) ввода информации

Задание # 6

Вопрос:

Клавиатура - это

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) устройство ввода манипуляторного типа

2) устройство ввода символьной информации

3) устройство вывода информации

4) устройство хранения информации символьного типа

Задание # 7

Вопрос:

Щелчок мыши:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) перемещает объект

2) открывает объект

3) указывает объект

Задание # 8

Вопрос:

Завершает ввод команды клавиша:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Enter

2) Пробел

3) Shift

4) Backspace

Задание # 9

Вопрос:

Для подключения компьютера к телефонной сети используется:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) плоттер

2) принтер

3) факс

4) сканер

5) модем

Задание # 10

Вопрос:

Постоянно запоминающее устройство служит для:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) хранения программы пользователя во время работы

2) хранения постоянно используемых программ

3) хранения программ первоначальной загрузки компьютера и тестирования его узлов

4) записи особо ценных прикладных программ

5) постоянного хранения особо ценных документов

Задание # 11

Вопрос:

Скорость работы процессора зависит от:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) объема обрабатываемой информации

2) организации интерфейса операционной системы

3) объема внешнего запоминающего устройства

4) тактовой частоты

5) наличия или отсутствия подключенного принтера

Задание # 12

Вопрос:

Укажите устройства, не являющиеся устройствами ввода информации:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) сканер

2) монитор

3) мышь

4) клавиатура

Задание # 13

Вопрос:

Компьютер - это (выберите полное правильное определение):

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) устройство для обработки аналоговых сигналов

2) устройство для работы с текстами

3) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией

4) электронно-вычислительное устройство для обработки чисел

5) устройство для хранения информации любого вида

Задание # 14

Вопрос:

Видеокарта - это:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) устройство ввода информации

2) микросхема, осуществляющая вывод информации на экран

3) устройство распознавания текстовой информации

4) устройство вывода информации

Задание # 15

Вопрос:

Для долговременного хранения информации служит:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) внешние носители

2) процессор

3) блок питания

4) дисковод

5) оперативная память

Задание # 16

Вопрос:

Укажите высказывание, характеризующее матричный принтер:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) высокая скорость печати

2) высокое качество печати

3) наличие печатающей головки

4) бесшумная работа

Задание # 17

Вопрос:

Назначение клавиши Shift:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) печать заглавных символов

2) ввод команды

3) переход в начало страницы

4) удаление символа

Задание # 18

Вопрос:

Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) оперативную память

2) мышь

3) принтер

4) дисковод

5) сканер

Задание # 19

Вопрос:

Укажите наиболее полный перечень основных элементов персонального компьютера:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) центральный процессор, оперативная память, устройства ввода/вывода

2) сканер, мышь, монитор, принтер

3) микропроцессор, сопроцессор, монитор

4) монитор, винчестер, принтер

5) АЛУ, УУ, сопроцессор

Задание # 20

Вопрос:

Адресуемость оперативной памяти означает:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) возможность хранения программ и данных

2) наличие номера у каждой ячейки оперативной памяти и возможность доступа к ней

3) дискретность структурных единиц памяти

4) энергонезависимость оперативной памяти

5) энергозависимость оперативной памяти

Задание # 21

Вопрос:

Во время выполнения прикладная программа хранится:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) в видеопамяти

2) в оперативной памяти

3) в процессоре

4) в ПЗУ

5) на жестком диске

Задание # 22

Вопрос:

При отключении компьютера информация:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) стирается на гибком диске

2) исчезает из постоянного запоминающего устройства

3) стирается на жестком диске

4) стирается на компакт-диске

5) исчезает из оперативной памяти

Задание # 23

Вопрос:

Микроофон - это:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) устройство вывода звуковой информации

3) устройство обработки звуковой информации

4) устройство хранения звуковой информации

Задание # 24

Вопрос:

Магистрально-модульный принцип архитектуры современного персонального компьютера подразумевает такую логическую организацию аппаратных компонент компьютера, при которой:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) каждое устройство связывается с другими напрямую, а также через одну центральную магистраль

2) все устройства связываются друг с другом через магистраль, включающую в себя шины данных, адреса и управления

3) устройства связываются друг с другом в определенной фиксированной последовательности (кольцом)

4) каждое устройство связывается с другими напрямую

5) связь устройств друг с другом осуществляется через центральный процессор, к которому они все подключаются

Задание # 25

Вопрос:

Акустические колонки - это:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) устройство обработки звуковой информации

2) устройство ввода звуковой информации

3) устройство хранения звуковой информации

4) устройство вывода звуковой информации

Задание # 26

Вопрос:

В состав процессора входят устройства:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) дисплейный процессор, видеоадаптер

2) сканер, ПЗУ

3) кэш-память, видеопамять

4) оперативное запоминающее устройство, принтер

5) арифметико-логическое устройство, устройство управления, регистры

Задание # 27

Вопрос:

Устройство предназначено для ввода информации:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) монитор

2) процессор

3) принтер

4) клавиатура

5) ПЗУ

Задание # 28

Вопрос:

Дополнительная клавиатура включается кнопкой:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Power

2) ScrollLock

3) CapsLock

4) NumLock

Ответы:

1) Верный ответ (1 б.): 4;

2) Верный ответ (1 б.): 2;

3) Верный ответ (1 б.): 4;

4) Верный ответ (1 б.): 1;

5) Верный ответ (1 б.): 5;

6) Верный ответ (1 б.): 2;

7) Верный ответ (1 б.): 3;

8) Верный ответ (1 б.): 1;

9) Верный ответ (1 б.): 5;

10) Верный ответ (1 б.): 3;

11) Верный ответ (1 б.): 4;

12) Верные ответы (1 б.): 2;

13) Верный ответ (1 б.): 3;

14) Верный ответ (1 б.): 2;

15) Верный ответ (1 б.): 1;

16) Верный ответ (1 б.): 3;

17) Верный ответ (1 б.): 1;

18) Верный ответ (1 б.): 1;

19) Верный ответ (1 б.): 1;

20) Верный ответ (1 б.): 2;

21) Верный ответ (1 б.): 2;

22) Верный ответ (1 б.): 5;

23) Верный ответ (1 б.): 2;

24) Верный ответ (1 б.): 2;

25) Верный ответ (1 б.): 4;

26) Верный ответ (1 б.): 5;

27) Верный ответ (1 б.): 4;

28) Верный ответ (1 б.): 4;

Контрольная работа

Митюшкина Марина Викторовна, учитель информатики, КГУ «Урожайная средняя школа», СКО, район им. Г. Мусрепова, Республика Казахстан.
Предмет информатика
Класс 5
Аннотация.
Данный сценарий урока информатики ориентирован на возрастную группу учащихся в возрасте 11-12ти лет (5 класс) на котором обобщаются и закрепляются первоначальные знания об устройствах компьютера и их назначении. Приводятся примеры творческой проектной деятельности школьников: поэтическое лото «Компьютер», ребус «Компьюктус», кластер «Паучок», лото «Клавиатура». Выполненные работы – это интересный дидактический материал для уроков информатики.

Тема урока: Устройства компьютера и их назначение

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об устройствах компьютера и их назначении.
Задачи урока:
Образовательные:
систематизация и закрепление знаний учащихся по теме;
контроль уровня усвоения знаний, умений и навыков;
Развивающие:
развитие когнитивных навыков работы на уроке информатики;
развитие умения выделять главное, обобщать;
развитие умения применять знания в новой ситуации;
развитие навыков самостоятельной работы, работы в группе;
Воспитательные:
формирование доброжелательного отношения к товарищам в группе;
иметь уважение к любым мнениям без критики;
формирование чувства коллективизма, здорового соперничества;
повышение грамотности устной речи.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Общеучебные ЗУН, необходимые для работы учащихся на уроке:
навыки работы с учебником;
умение выделять главное, структурировать информацию;
умение открывать приложение PowerPoint, запускать демонстрацию слайдов и переключать слайды по щелчку;
умение организовывать работу в команде;
умение организовывать и провести презентацию работы.
Развитие навыков:
самостоятельной работы, работы в группе;
работы с источниками информации;
самоанализа и рефлексии;
оценки результата своей деятельности.
Материально-техническое обеспечение урока:

Компьютеры;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Презентация по теме урока с тестовыми заданиями и кроссвордом;
Раздаточный материал, подготовленный учащимися на предыдущем уроке;
Экспертные листы;
Чистые листы формата А4;
Карточки: Игра «Верю – не верю»
Литература, использованная при подготовке урока:
учебник: Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун, Информатика 5 класс, «Арман-ПВ», 2013г;
Журнал «Информатика и образование», 2013 №1, №2.
Подготовительный этап.
На предыдущем уроке учащиеся разделились на четыре группы, каждой из которых было предложено тема проекта и технология его оформления. Также заданием было подготовить презентацию своего проекта по плану. План был представлен в виде бланков (см. презентация проектных работ групп), которые должны быть проработаны и заполнены на прошлом уроке.
Группа 1. Поэтическое лото «Компьютер». Подобрать стихи-загадки к картинкам компьютерного лото. Источник информации - сеть Интернет. ПО: Microsoft Word, Paint.
Группа 2. Ребус «Компьюктус». Составить 8-10 ребусов по теме «Устройства компьютера». Источник информации - сеть Интернет. ПО: Microsoft Word, Paint.
Группа 3. Кластер «Паучок». Составить кластер по теме. Источник информации – учебник информатика 5 класс. ПО: Microsoft Word, Paint.
Группа 4. Лото «Клавиатура». Нарисовать сетку из названий клавиш и вопросов к данным клавишам. Источник информации – учебник информатика 5 класс. ПО: Microsoft Word, Paint.
План урока:
1. Организационный момент. Арабская грамота. (3 мин)
2. Презентация проектных работ (7 мин)
3. Самостоятельная работа по группам (10 мин)
4. Контроль знаний - игра «Верю - не верю» (7 мин)
Физкультминутка
5. Работа с кроссвордом и тестом в приложении PowerPoint (8 мин)
6. Домашнее задание (2 мин)
7. Экспертиза. Подведение итогов урока (8 мин)
Ход урока
1. Организационный момент. Арабская грамота (3 мин).
Урок сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации, подготовленной в MS PowerPoint. Данная презентация отображается на интерактивной доске и на ученических компьютерах. Учащиеся запускают презентацию и сопровождают показ слайдов вместе с учителем.
Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.
На рабочем столе у вас имеется файл созданный в приложении MS PowerPoint под именем «Устройства компьютера». Запускаем данный файл. Переходим во вкладку Показ слайдов/Сначала.
Слайд 1

Вспомним предыдущий урок. Вы выполняли проектные задания по группам. Задания получились очень интересные и полезные. Домашним заданием было подготовить презентацию к своим проектам. Сегодня на уроке мы вместе будем проводить экспертизу, вы представите свои проекты.
Но сначала выясним, чему посвящены ваши работы. Переключаем следующий слайд.
Слайд 2


Предлагаю вашему вниманию Арабскую грамоту. Известно, что в арабском алфавите отсутствуют гласные буквы. И на арабском языке, ваша сегодняшняя работа посвящена теме: «стрйств кмпьтр х нзнчн».
Догадались? Верно. «Устройства компьютера и их назначение». Запишите тему в тетради.
Слайд 3


2. Презентация проектных работ групп.
Учитель. Теперь мы знаем, какой теме посвящены ваши работы. Представим их.
Каждая группа представляет свой проект по плану. (Соответствующие бланки должны быть заполнены на прошлом уроке).
Группа 1. Поэтическое лото «Компьютер».
1. Наша группа подготовила поэтическое лото по теме:_________________________
2. Нам было предложено заняться поиском картинок с устройствами компьютера в ______________,и подобрать к ним стихи-загадки
3. Мы установили, что базовая конфигурация компьютера включает в себя следующие устройства:_________________________________________________

5. Наше компьютерное лото можно использовать_____________________________
Группа 2. Ребус «Компьюктус».
1. Наша группа подготовила ребус «Компьюктус» в количестве ______ по теме:_________________________
2. Нам было предложено заняться поиском картинок для составления ребусов в____________________________
3. Мы установили, что устройства внутренние устройства компьютера включают в себя следующие устройства___________________________________
4. Для выполнения задания мы пользовались ________________________________
5. Наш ребус «Компьюктус» можно использовать_____________________________
Группа 3. Кластер «Паучок».
1. Наша группа подготовила кластер по теме:_________________________
2. Нам было предложено поработать с____________________________
3. Мы установили, что в состав компьютера входят следующие устройства ввода и вывода информации__________________________________________________________________________________________

5. Наш кластер можно использовать_____________________________
Группа 4. Лото «Клавиатура». Нарисовать сетку из названий клавиш и вопросов к данным клавишам. Работа с учебником, конспектом и клавиатурой.
1. Наша группа подготовила лото по теме:_________________________
2. Нам было предложено назвать___________и подобрать к ним вопросы
3. Мы установили, что клавиатура состоит из___________________________________________________________________
4. Для выполнения задания мы пользовались_________________________________
5. Наше лото можно использовать_____________________________
3.Самостоятельная работа по группам.
Учитель: Итак, каждая группа представила свой проект. Для того чтобы с ними познакомиться ближе и провести экспертизу, каждая группа обменяется своими проектами и выполнит их.
Вы получили экспертные листы. Во время работы в группах вы должны их заполнить – в конце урока они вам помогут провести экспертизу.
Учащиеся обмениваются заданиями и выполняют их. Работа ведется по группам. Заполняются экспертные листы.


Группа 1. Поэтическое лото «Компьютер».
Правила игры.
Дана карта с устройствами компьютера Карта №1. Вторая карта, Карта №2, содержит загадки о данных устройствах. Ее нужно разрезать на маленькие карточки. Игрок выбирает карточку с загадкой, остальные игроки должны на Карте №1 найти соответствующее устройство. Все поле карты должно быть заполнено.
Карта №1


Карта №2


Группа 2. Ребус «Компьюктус».
Игрокам выдается карточка с ребусом. Ребус разгадывают все участники игры. Ответ записывает один из экспертов группы на отдельном листе формата А4.
Карточка: Ребус «Компьюктус»


Группа 3. Кластер «Паучок»
Дана карточка Кластер «Паучок». Игроки заполняют кластер в данной карточке.
Карточка: Кластер «Паучок»


Группа 4. Лото «Клавиатура».
Правила игры.
Дана карта №1 с названиями клавиш. Карта №2 содержит вопросы и определения к данным клавишам. Ее нужно разрезать на маленькие карточки. Один игрок зачитывает вопрос или определение, остальные находят соответствующую клавишу на карте №1. Все поле карты должно быть заполнено.
Карта №1


Карта №2


4. Контроль знаний - игра «Верю - не верю» (7 мин).
Учитель. При выполнении проектных заданий вы повторили назначение устройств компьютера. Это поможет вам при выполнении следующего задания.
У вас на столах лежит карточка с таблицей. Игра называется «Верю – не верю». Вы зачитываете утверждение, если вы с ним согласны, то в соответствующую ячейку напротив данного утверждения вы ставите «+». Если же не согласны, ставите «-».
Карточка: Игра «Верю – не верю»


Физкультминутка.
Учитель. Вы хорошо поработали, теперь немного отдохнем. Повторяйте движения за мной:
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились,
Выпрямились.
Ниже, ниже, не ленитесь,
Поклонитесь и улыбнитесь.
5. Работа с кроссвордом и тестом в приложении PowerPoint (8 мин).
Учитель. Следующее задание вы выполните индивидуально. Каждый садится за свой компьютер.
У всех запущена презентация Power Point. В следующем задании вам нужно будет выполнить кроссворд и тест. Данные задания представлены на слайдах. За каждый верный ответ на вопрос кроссворда и теста прибавляется один балл, за неправильный ответ – один балл вычитается. Ответы записываете на листах.
Система оценивания:
20-18 баллов – отлично;
17-15 баллов – хорошо;
14-9 баллов – удовлетворительно;
Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

8 класс Тема урока Устройство компьютера

Учитель: Лебедева Алена Владимировна

Цель: ввести понятия основных и дополнительных устройств компьютера.

Задачи:

Обучающая – познакомить учащихся с устройством компьютера и назначением основных частей компьютера.

Развивающая – развитие логическое и алгоритмическое мышление школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся.

Воспитательная – побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи.

Литература:

    Информатика: Учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.: ил.

    Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 338 с.: ил.

    Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л. Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 87с.: ил.

Интернет ресурсы:

    Задания Всероссийского конкурса-игры ИНФОЗНАЙКА за разные годы http :// www . infoznaika . ru

    ЗАО "Телевизионное объединение "Продюсерский центр "Школа", Информационный источник сложной структуры, «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» Санкт-Петербург, 2008 г. Цифровой образовательный ресурс № 00030, Анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение»

    Ребусы по информатике , ,

    Фоны для презентаций

    Видеоуроки, электронная тетрадь

    Анимация физминутка «Веселый цыпленок»

Технические и программные средства:

    Персональный компьютер

    Мультимедийный проектор, экран

    Презентация «Устройство компьютера»

Этапы урока

Ход урока:

Организационный момент

Приветствие учащихся, сообщение темы, целей и плана урока

Проверка ранее изученного материала

Фронтальный опрос.

  1. Что вы знаете про информацию?

    Что изучает наука информатика?

    Какие виды и формы представления информации вы знаете?

    Приведите примеры числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.

    Для чего человеку понадобился компьютер?

    Изучение новой темы

Ребята, оглянитесь вокруг и обратите внимание на технику, находящуюся в классе. Вы видите много компьютеров. Скорее всего, почти у каждого из вас дома тоже есть компьютер. А что же такое компьютер? Как он устроен? (Анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение»)

Закрепление изученного материала

Сегодня на уроке мы познакомились с устройством компьютера, давайте повторим и закрепим полученную информацию, рассмотрев каждое устройство, и для чего оно нужно. Предлагаю вам стать активными участниками нашего урока, вам предстоит отгадать несколько ребусов и загадок. (Демонстрация презентации, отгадывание ребусов и загадок, обобщение)

Физминутка

Анимация «Веселый цыпленок»

Первичный контроль на усвоение изученных понятий.

    1. Работа в тетради.

Подпиши основные части компьютера (базовый уровень – самостоятельно, минимально допустимый – с помощью учебника, стр. 12)

    1. Работа за компьютером (Повторение ТБ)

(Электронная тетрадь тема «Как устроен компьютер» вопросы №15-24)

Итог урока

    1. С какими устройствами мы сегодня познакомились?

      С каким видом информации работает каждое устройство?

      Какие устройства компьютера относятся к основным, а какие к дополнительным.

Выставление оценок, психоэмоциональное состояние

Лестница успеха. Определите, на какой цветом ступени вы стоите.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то на зеленой ступени.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то на синей ступени.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то на красной ступени.