Универсальный – значит пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции. Давайте вспомним Компьютер – универсальная машина для работы с информацией в самых разных видах человеческой деятельности. !! Обработка информации Передача информации Хранение информации
Наука информатика занимается изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации. Давайте вспомним Данными называют самую разнообразную информацию, представленную в форме, пригодной для обработки компьютером. Компьютер обрабатывает данные по заданным программам. !!
Аппаратное обеспечение ПК Основные устройства Системный блок Монитор Клавиатура Дополнительные устройства Устройства ввода Устройства вывода Устройства хранения Устройства передачи Минимально необходимый комплект для работы пользователя Расширяет возможности пользователя Устройства ПК Компьютер (вычислитель) – электронная машина для работы с информацией
Главным в компьютере является системный блок, включающий в себя процессор, оперативную память, жёсткий диск, блок питания и другие составляющие. Как устроен компьютер ПроцессорПроцессор Долговременная память память (жесткий диск) Долговременная память память (жесткий диск) Оперативная память Блок питания Другие составляющие
НЖМД (винчестер) НГМД CD и DVD-ROM CD и DVD-RW Флэш-память Съемные диски Карты памяти Устройства памяти и обработки ВНУТРЕННЯЯВНЕШНЯЯ долговременная Оперативная память (ОЗУ - RAM) Постоянная память (ПЗУ - ROM) Кэш-память ОБРАБОТКА Процессор Память состоит из ячеек одинакового размера (1 байт = 8 бит). Каждая ячейка памяти имеет свой уникальный адрес.
Самое главное Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика. Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер универсальная машина для работы с информацией. В аппаратном обеспечении компьютера различают устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации. Устройства ввода информации это клавиатура, мышь, сканер, микрофон и др. Устройство обработки информации процессор. Устройства хранения информации оперативная память, внешняя память на жёстких дисках. Устройства вывода информации монитор, принтер, акустические колонки.
Информация Сведения об интересующем нас предмете Компьютер Универсальное програмноуправляемое устройство для обработки информации Процессор Устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера Оперативная память Информация в этой памяти находится только во время работы компьютера Жесткий диск Используется для длительного хранения информации Клавиатура Устройство для ввода информации путем нажатия клавиш Монитор Устройство визуального отображения информации Мышь Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации Принтер Устройство для печати информации на бумаге Данные Информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером Аппаратное обеспечение Совокупность всех устройств компьютера Вопросы и задания?? 15 стр. 14
Найдите и зачеркните «лишнее» устройство в каждой группе. Вопросы и задания?? Графопостроитель Джойстик Принтер Монитор Графопостроитель Джойстик Принтер Монитор Сканер Клавиатура Монитор Микрофон Сканер Клавиатура Монитор Микрофон Клавиатура Мышь Сканер Акустические колонки Клавиатура Мышь Сканер Акустические колонки Принтер Монитор Сканер Наушники Принтер Монитор Сканер Наушники Проверка 17 стр. 15
Почти в каждом доме есть компьютер и даже не один, а несколько. Но мало кто понимает, как компьютер обрабатывает информацию и понимает нас. Если вы недавно закончили школу или еще учитесь, то на уроках информатики наверняка проходили эту тему, а вот более старшее поколение этого наверняка не знает и даже не задумывается о том, что «разговаривает» с компьютером на языке цифр в двоичной системе исчисления.
Вся цифровая информация передается в битах. Бит – это единица информации, которую понимает компьютер. Все, что мы делаем на компьютере переводится в специальный двоичный код , который состоит из 0 и 1. Если есть сигнал, то это 1, если сигнала нет, то это 0. Для компьютера это не числа, а сигналы. Есть сигнал, нет сигнала. Любую цифру компьютер понимает по своему – в двоичной системе.
0 — 0 (ноль)
1 — 1 (один)
2 — 10 (один-ноль) (одна единица второго разряда)
3 — 11 (один-один)
4 — 100 (один-ноль-ноль) (одна единица третьего разряда
5 — 101 (один-ноль-один)
6 — 110 (один-один-ноль)
7 — 111 (один-один-один)
8 — 1000 (один-ноль-ноль-ноль) (одна единица четвертого разряда)
9 — 1001 (один-ноль-ноль-один)
10 – 1010 (один-ноль-один-ноль)
Если вы хотите понять язык компьютера, необходимо изучить двоичную систему исчисления.
Нули и единицы в компьютере называют битами , а группы из восьми битов называют байтами .
В один байт можно записать число от 0 до 255.
В двух байтах можно записать число от 0 до 65535.
В трех байтах можно записать число от 0 до 16 миллионов.
Например,
число 2000 = 00000111 11010000
записывается в двух байтах, по 8 битов в каждом.
С числами более-менее понятно, а как же компьютер понимает текст?
Любые буквы компьютер переводит в числа. Превратив букву в число, компьютер превращает число в сигналы и записывает их, как и числа, — битами, из которых собираются байты:
А – 192 – 11000000
Б – 193 — 11000001
В – 194 – 11000010
Г – 195 — 11000011
Полная таблица кодов русского алфавита Ascii
Нажимая на клавишу клавиатуры вы даете компьютеру сигнал в двоичной системе исчисления, (каждой клавише соответствует свой код). Он понимает ее и при помощи специальной программы переводит этот сигнал в понятный для нас символ и выводит его на монитор. Грубо говоря, получается, что клавиатура служит переводчиком между нами и компьютером.
Тоже самое происходит и с графической информацией. Для того, чтобы сохранить картинку и работать с ней на компьютере, ее необходимо превратить в сигналы, т.е. оцифровать . Для этой цели можно воспользоваться или цифровым фотоаппаратом или видеокамерой.
Каждая точка имеет свой код:
Черная точка: 0, 0, 0;
Белая точка: 255, 255, 255;
Коричневая: 153, 102, 51;
И т. д. У каждого цвета – свой шифр (цветовой код).
Таблица
соответствия цветов их шестнадцатиричным
RGB-составляющим
.
Русское название |
In English |
Код / Сode |
Белоснежный | Snow |
FFFAFA |
Призрачно-белый | Ghostwhite |
F8F8FF |
Белый-антик | Antique White |
FAEBD7 |
Кремовый | Cream |
FFFBF0 |
Персиковый | Peachpuff |
FFDAB9 |
Белый-навахо | Navajo White |
FFDEAD |
Шелковый оттенок | Cornsilk |
FFF8DC |
Слоновая кость | Ivory |
FFFFF0 |
Лимонный | Lemon Chiffon |
FFFACD |
Морская раковина | Seashell |
FFF5EE |
Медовый | Honeydew |
F0FFF0 |
Лазурный | Azure |
F0FFFF |
Бледно-лиловый | Lavender |
E6E6FA |
Голубой с красным отливом | Lavender Blush |
FFF0F5 |
Тускло-розовый | Misty Rose |
FFE4E1 |
Белый | White (*) |
FFFFFF |
Черный | Black (*) |
000000 |
Тускло-серый | Dim Gray |
696969 |
Синевато-серый | Slate Gray |
708090 |
Грифельно-серый | Light Slate Gray |
778899 |
Серый | Gray |
BEBEBE |
Светло-серый | Light Gray |
C0C0C0 |
Серый нейтральный | Medium Gray |
A0A0A4 |
Темно-серый | Dark Gray |
808080 |
Полуночно-синий | Midnight Blue |
191970 |
Темно-синий | Navy (*), Dark Blue |
000080 |
Васильковый | Cornflower |
6495ED |
Грифельно-синий | Slate Blue |
6A5ACD |
Светлый грифельно-синий | Light Slate Blue |
8470FF |
Голубой королевский | Royal Blue |
4169E1 |
Синий | Blue |
0000FF |
Небесно-голубой | Sky Blue |
87CEEB |
Небесно-голубой светлый | Light Sky Blue |
87CEFA |
Синий со стальным оттенком |
Steel Blue |
4682B4 |
Голубой со стальным оттенком |
Light Steel Blue |
B0C4DE |
Светло-синий | Light Blue |
A6CAF0 |
Синий с пороховым оттенком |
Powder Blue |
B0E0E6 |
Бледно-бирюзовый | Pale Turquoise |
AFEEEE |
Бирюзовый | Turquoise |
40E0D0 |
Зеленовато-голубой | Cyan (*) |
00FFFF |
Светлый циан | Light Cyan |
E0FFFF |
Темный циан | Dark Cyan |
008080 |
Серо-синий | Cadet Blue |
5F9EA0 |
Аквамарин | Aquamarine |
7FFFD4 |
Цвет морской волны | Seagreen |
54FF9F |
Цвет морской волны, светлый |
Light Seagreen |
20B2AA |
Бледно-зеленый | Pale Green |
98FB98 |
Весенне-зеленый | Spring Green |
00FF7F |
Зеленая лужайка | Lawn Green |
7CFC00 |
Зеленый | Green (*) |
00FF00 |
Средне-зеленый | Medium Green |
C0DCC0 |
Темно-зеленый | Dark Green |
008000 |
Зеленовато-желтый | Chartreuse |
7FFF00 |
Зелено-желтый | Green Yellow |
ADFF2F |
Лимонно-зеленый | Lime Green |
32CD32 |
Желто-зеленый | Yellow Green |
9ACD32 |
Зеленый лесной | Forest Green |
228B22 |
Хаки | Forest Green |
F0E68C |
Бледно-золотистый | Pale Goldenrod |
EEE8AA |
Светло-желтый золотистый | Light Goldenrod Yellow |
FAFAD2 |
Светло-желтый | Light Yellow |
FFFFE0 |
Желтый | Yellow (*) |
FFFF00 |
Темно-желтый | Dark Yellow |
808000 |
Золотой | Gold |
FFD700 |
Светло-золотистый | Light Goldenrod |
FFEC8B |
Золотистый | Goldenrod |
DAA520 |
Желтоватый | Burly Wood |
DEB887 |
Розово-коричневый | Rosy Brown |
BC8F8F |
Кожано-коричневый | Saddle Brown |
8B4513 |
Охра | Sienna |
A0522D |
Бежевый | Beige |
F5F5DC |
Пшеничный | Wheat |
F5DEB3 |
Рыжевато-коричневый | Tan |
D2B48C |
Шоколадный | Chocolate |
D2691E |
Кирпичный | Firebrick |
B22222 |
Коричневый | Brown |
A52A2A |
Сомон | Salmon |
FA8072 |
Светлый сомон | Light Salmon |
FFA07A |
Оранжевый | Orange |
FFA500 |
Коралловый | Coral |
FF7F50 |
Коралловый светлый | Light Coral |
F08080 |
Оранжево-красный | Orange Red |
FF4500 |
Красный | Red (*) |
FF0000 |
Темно-красный | Dark Red |
800000 |
Теплый розовый | Hot Pink |
FF69B4 |
Розовый | Pink |
FFC0CB |
Светло-розовый | Light Pink |
FFB6C1 |
Красно-фиолетовый бледный | Pale Violet Red |
DB7093 |
Темно-бордовый | Maroon (*) |
B03060 |
Красно-фиолетовый | Violet Red |
D02090 |
Фуксин | Magenta (*) |
FF00FF |
Фуксин темный | Dark Magenta |
800080 |
Фиолетовый | Violet |
EE82EE |
Темно-фиолетовый | Plum |
DDA0DD |
Орсель | Orchid |
DA70D6 |
Фиолетово-синий | Blue Violet |
8A2BE2 |
Пурпурный | Purple |
A020F0 |
Если каждый цвет передавать тремя байтами, то можно зашифровать более 16 миллионов цветов.
Звук и видеоинформация тоже оцифровывается, и переводится в биты и байты. Для этого служит .
Вот таким образом компьютер понимает нас и обрабатывает всю информация. Весь мир вокруг состоит из цифр и сигналов.
| 7 классы | Планирование уроков на учебный год (ФГОС) | Основные компоненты компьютера и их функции
Урок 10
Основные компоненты компьютера и их функции
2.1.1. Компьютер
Ключевые слова:
компьютер процессор память устройства ввода информации устройства вывода информацииОдним из важных объектов, изучаемых на уроках информатики, является компьютер, получивший своё название по основной функции - проведению вычислений (англ. computer - вычислитель).
Первый компьютер был создан в 1945 г. в США. Познакомиться с историей компьютеров вы можете, совершив виртуальное путешествие по музеям вычислительной техники. Так, много интересной информации о компьютерах можно узнать, посетив (http://informat444.narod.ru/museum/) Виртуальный музей информатики. Обратите внимание, что для обозначения компьютерной техники 1940-1970-х годов часто используется аббревиатура ЭВМ (электронная вычислительная машина).
Современный компьютер - универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.
Универсальным устройством компьютер называется потому, что он может применяться для многих целей - обрабатывать, хранить и передавать самую разнообразную информацию, использоваться человеком в разных видах деятельности.
Современные компьютеры могут обрабатывать разные виды информации : числа, текст, изображения, звуки. Информация любого вида представляется в компьютере в виде двоичного кода - последовательностей нулей и единиц. Некоторые способы двоичного кодирования представлены на рис. 2.1.
Информацию, предназначенную для обработки на компьютере и представленную в виде двоичного кода, принято называть двоичными данными или просто данными. Одним из основных достоинств двоичных данных является то, что их копируют, хранят и передают с использованием одних и тех же универсальных методов, независимо от вида исходной информации.
Способы двоичного кодирования текстов, звуков (голоса, музыки), изображений (фотографий, иллюстраций), последовательностей изображений (кино и видео), а также трёхмерных объектов были придуманы в 80-х годах прошлого века. Позже мы рассмотрим способы двоичного кодирования числовой, текстовой, графической и звуковой информации более подробно. Теперь же главное - знать, что последовательностям 1 и 0 в компьютерном представлении соответствуют электрические сигналы - «включено» и «выключено». Компьютер называется электронным устройством , потому что он состоит из множества электронных компонентов, обрабатывающих эти сигналы.
Обработку данных компьютер проводит в соответствии с программой - последовательностью команд, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи. Как и данные, программы представляются в компьютере в виде двоичного кода. Программно управляемым устройством компьютер называется потому, что его работа осуществляется под управлением установленных на нём программ. Это программный принцип работы компьютера .
Современные компьютеры бывают самыми разными: от мощных компьютерных систем, занимающих целые залы и обеспечивающих одновременную работу многих пользователей, до мини-компьютеров, помещающихся на ладони (рис. 2.2).
Сегодня самым распространённым видом компьютеров является персональный компьютер (ПК) - компьютер, предназначенный для работы одного человека.
Виды информации, обрабатываемые компьютером (числовая, символьная, графическая, звуковая).
Как мы хорошо знаем, вычислительная техника первоначально возникла как средство автоматизации вычислений, о чем совершенно недвусмысленно говорит название ЭВМ. Следующим видом обрабатываемой информации стала текстовая. Сначала тексты просто поясняли труднообозримые столбики цифр, но затем машины все более и более существенным образом стали преобразовывать текстовую информацию. Обязательной частью программного обеспечения стал текстовой редактор. Естественно, что оформление текстов достаточно быстро вызвали у людей стремление дополнить их графиками и рисунками. Делались попытки частично решить эти проблемы в рамках символьного подхода: вводились специальные символы для рисования таблиц и диаграммам.
Целые числа. Как мы уже знаем, этот тип информации является дискретным и преобразуется для хранения в компьютере довольно просто: достаточно перевести число в двоичную систему счисления.
Символы. Это еще одна дискретная величина, поскольку компьютер оперирует с определенным ограниченным набором символов. Такой набор вполне можно назвать алфавитом машины, а в алфавите все символы имеют свои фиксированные позиции. Отсюда основная идея хранения символов в памяти ЭВМ состоит в замене каждого из них номером в алфавите, т.е. числом.
Графика. Любое графическое изображение состоит из отдельных точек, называемых пикселями. Отсюда становится понятным, что сохранить изображение фактически означает сохранить цвета его пикселей. Если принять конечное (ограниченное) число цветов, то информация немедленно становится дискретной и решение задачи сохранения графики становится похожей на только что рассмотренную задачу сохранения текста. Нужно каким-либо образом пронумеровать все цвета (создать своеобразный "алфавит цветов"), после чего достаточно просто сохранять номера цветов.
Как и для символов, помимо описанного выше "поточечного" (растрового) хранения изображения, существует еще и векторный метод. Для него сохраняется не полная матрица пикселей, а программа его рисования
Звук. Звуковая информация также является величиной непрерывной, и, следовательно, для ввода в ЭВМ нуждается в дискретизации. Причем дискретизация должна производится как по времени, так и по величине интенсивности звука. Первый процесс означает, что замеры интенсивности должны производится не непрерывно, а через определенные промежутки времени, а второй - что интенсивность звука, которая в природе может принимать какие угодно значения, должна быть "подтянута" ("округлена") к ближайшему из стандартного набора фиксированных значений. При такой процедуре мы снова получаем последовательность целых чисел, которые и сохраняются в памяти ЭВМ. Таким образом, и в случае звука информацию удается описать определенным образом сформированной последовательностью чисел, что автоматически решает проблему кодирования.
Не нуждаются в дискретизации целые числа и символы, а вещественные числа, графическая и звуковая информация для ввода в компьютер требуют определенных процедурах ввода, которые преобразуют эти виды информации в дискретную форму.
Информация любого вида хранится в компьютере в двоичном виде.
Процесс кодирования любого вида информации фактически представляет собой его преобразование тем или иным способом в числовую форму.
В памяти машины не существует принципиального различия между закодированной информацией различных типов. Над всеми видами данных, включая дополнительно и саму программу, процессор способен производить арифметические, логические и прочие операции, которые содержатся в системе его команд.
Вот мы уже познакомились с устройством компьютера… Но так и не поняли главного – как именно он работает? На каком языке общается с человеком? Как удается ему понимать и обрабатывать столько разной информации – текст, картинки, звуки?
Человеку это удается просто – мы даже не задумываемся, как именно наш мозг справляется со всеми этими видами информации. Но ведь компьютер – не человек. Ни глаз, ни ушей у него нет, нет и мозга – в привычном нам значении этого слова. Думать, рассуждать компьютер не может. А значит, нужно как-то переводить все информацию, которую мы «скармливаем» нашему компьютеру, на понятный ему язык.
А понимает компьютер только один язык – цифровой! А в его азбуке нет букв – одни цифры – не зря же компьютерный язык называют еще и «цифровым». Да и цифр немного – всего две: 0 и 1.
Хорошая азбука, что и говорить! Такую даже первоклассник выучит за секунду… Да только мала - много ли слов составишь из ее «букв»?
Немного. Но для компьютера - вполне достаточно. «Слова» эти, в отличие от человеческого языка, одинаковы по длине, в каждом из них - ровно восемь знаков. И выглядят эти «слова» вот так:
10101000 10001111 10000110
Такая система счета называется «двоичной» - именно потому, что основана она всего на двух цифрах. Но благодаря ей можно описать все, что угодно: каждое двоичное «слово» может обозначать не только цифры, но и буквы…
Вот в бесконечный ряд этих «слов» и превращается вся информация, которая поступает в компьютер. И именно в таком виде она хранится и обрабатывается - а затем, когда это нужно человеку, снова превращается в привычные звуки, буквы, картинки…
Почему был выбран именно такой, не самый удобный и практичный «алфавит»? Причина проста: ведь вся информация в компьютере переносится электрическим током - точно так же, как кровь разносит кислород по всему нашему телу. А какой самый простой способ заставить ток передавать информацию? Либо дать ему доступ к какому-то важному участку, либо нет. Если сигнал есть - мы получаем единицу. Нет тока - понятное дело, перед нами ноль. Если бы мы захотели заложить в компьютерный алфавит большее количество сигналов, нам пришлось бы проделывать с электрическим током более сложные операции - например, постоянно менять напряжение. А так все удобно и просто - либо сигнал есть, либо его нет!
Конечно, двоичные числа иногда кажутся громоздкими – например, число 254 в двоичной системе выглядит так:
11111110
Но это только кажется. И вот тебе очень простой, но впечатляющий фокус для ваших знакомых. Как ты думаешь, сколько числе можно показывать с помощью пальцев рук? Тебе кажется – десять? А вот и не угадали: в двоичной системе с помощью десяти пальцев ты сможешь показать 1024 числа – любое число от 0 до 1023!
0 на двоичном языке – это 0000000000
1023 – 1111111111
Нетрудно догадаться, что двоичный «ноль» будет соответствовать согнутому пальцу, а единица-разогнутому!
Точно так же ты сможешь доказать, что число 4 и 100 – это одно и то же. И это правда – если число 4 принадлежит к нашей, десятичной системе, а 100 – к двоичной.