Черты информационной культуры человека. Информационная культура. Формирование информационной культуры

Информационная культура представляет собой способность общества эффективно применять и инструменты информационных коммуникаций, а также использовать прогрессивные ведущие результаты и достижения в сфере развития средств информатизации для этих целей.

Понятие «информационная культура»: несколько интерпретаций

Существует несколько определений вышеуказанного термина:

  • информационная культура – это совокупность знаний, которыми обладает человек, и умение их использовать на практике для решения определенных задач;
  • информационная культура – это отдельная область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе и образованием информационных качеств конкретной личности;
  • информационная культура – это конкретный уровень формирования информационных процессов, уровень создания, сбора, переработки и хранения информации, степень удовлетворения в определенной мере потребностей человека в информационном общении;
  • информационная культура – это качественный показатель жизнедеятельности конкретного человека в сфере получения, передачи, хранения и применения информации, где основными являются духовные общечеловеческие ценности;
  • информационная культура – это определенный уровень знаний, который предоставляет возможность человеку свободно без препятствий ориентироваться в пространстве информации, принимать активное участие в его формировании и всеми методами способствовать информационному взаимодействию.

Некоторые специалисты считают, что информационная культура отлично характеризует уровни развития определенного общества, конкретной нации или народности, а также специфических сфер деятельности таких, как, например, культура искусства, быта или труда.

История информационной культуры

Специалисты отмечают, что информационная культура на уровне общества проявилась в пяти информационных революциях:

  • открытие языка;
  • находка письменности;
  • основание книгопечатания;
  • изобретение электричества;
  • применения компьютерных технологий.

Современная информационная культура соединяет в себе все свои предшествующие формы. Она выступает в качестве предмета, результата и средства социальной активности, хорошо отражает характер и уровень человеческой практической деятельности.

Классификация информационной культуры

В соответствии с областями информативной деятельности информационная культура делится на:

  • технологическую;
  • организационно-производственную;
  • управленческую;
  • научно-познавательную;
  • информационную культуру словесного общения.

Критерии информационной культуры человека

Специалисты называют следующие признаки информационной культуры человека:

  • умение адекватно выражать свою потребность в конкретной информации;
  • способность перерабатывать полученную информацию и создавать новую;
  • эффективно осуществлять поиск необходимых данных;
  • умение вести индивидуальные поисковые информационные системы;
  • способность адекватно оценивать информацию;
  • умение правильно отбирать необходимые данные;
  • способность к компьютерной грамотности и информационному общению.

Критерии информационной культуры являются отличными показателями уровня развития специфических инструментов для освоения разных объектов отражения. Эти критерии являются, в первую очередь, критериями познания социальной и природной действительности.

Краткий итог

Информационная культура совершенно не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы за компьютером. Она предполагает информативную направленность целостной личности, которая обладает мотивацией к применению и усвоению новых данных. Информационная культура, по мнению специалистов, рассматривается как одна из граней личностного развития. Это путь универсализации качеств человека.

Овладение информационной культурой способствует реальному пониманию человеком своего места, себя и своей роли в этом мире. Специалисты утверждают, для того, чтобы сформировать хорошей уровень информационной культуры, особого значения нужно придать именно образованию. Последнее должно способствовать формированию нового специалиста информационного общества, который обладает следующими навыками: выделения значимой информации, дифференциации данных, выработки критериев оценки информации, умело использовать ее.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Введение

1. Понятие информационной культуры

2. Компоненты информационной культуры

3. Проблемы формирования информационной культуры

Заключение

Литература

Введение


Место образования в жизни современного общества во многом определяется возрастающей ролью знаний, информации, что отразилось в концепциях информационного общества, становлении информационной цивилизации, информатизации образования. В контексте происходящих инновационных изменений в обществе, вызванных повсеместным внедрением компьютерных технологий, одной из актуальнейших задач развития современного образования в России и за рубежом является информатизация и реализация глобальных тенденций развития образования в условиях информационного общества.

Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.

1. Понятие информационной культуры

Информационная культура - это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

В понятии "информационная культура" ведущим является слово "культура", именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.

Информационная культура – это [Михайловский В. Н., с. 56]:

Новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

Свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

Новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среды черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Информационная культура личности [Каракозов С. Д.] представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Следовательно, информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.


2. Компоненты информационной культуры


Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним). В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.

Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования.

Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать [Медведева Е. А., с. 59].

А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью «владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества» [Ершов А. П., с. 82 – 92.].

Информационная компетентность [М. А. Холодная] - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.

Компетентность – составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной информационной компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения.

В работе Н. Х. Насыровой приводится следующее определение информационной компетентности. Это:

Мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

Совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

Знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

Способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;

Опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

Опыт отношений "человек - компьютер".

Информационно-педагогическая компетентность преподавателя высшей колы - это компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере высшего образования. Мировой опыт показывает, что именно те страны, прежде всего США, Германия, Япония, Франция, которые сделали подготовку своих интеллектуальных кадров задачей номер один, добились наибольшего успеха в оборонной, экономической, социальной и политической, правовой и культурной сферах [Тайт, 1994].

Информационно-педагогическая компетентность, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, должна стать обязательным компонентом более широкого понятия - общей педагогической культуры современного преподавателя вуза независимо от содержания преподаваемой дисциплины. На наш взгляд, это - первое звено в цепочке передачи информационной грамотности от дипломированного специалиста высшего уровня к обучаемому в любой производственной или общественной сфере - учителя, инженера, менеджера, врача и пр.

Информационная педагогика создает теоретико-методологический базис. Так большинство исследователей информационной культуры сосредоточили свое внимание на воспитании соответствующего уровня информационной культуры у потребителя (М.. Г. Вохрышев, В. А. Фокеев, Л. К. Лободенко и др.) Так информационная культура, по мнению Л. К. Лободенко, должна включать и ряд дополнительных компонентов:

Культуру потребления информации (сознательно избранный информационный образ жизни, информационное лидерство);

Культуру выбора информации (системный взгляд на информационную среду жизни общества; умение анализировать информационную обстановку);

Культуру поиска (знание номенклатуры информационных услуг, предлагаемой библиотеками и ОНТИ, умение использовать СБА и другие источники поиска; владение алгоритмами оптимального индивидуального поиска);

Культуру переработки информации (аналитико-синтетическая деятельность);

Культуру освоения и использования информации (публикационная активность, участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в практической деятельности);

Культуру создания библиографической информации;

Культуру пользования компьютерной и оргтехникой;

Культуру передачи информации (информационно-коммуникативная деятельность);

Культуру распространения информации (знание ИП, знание методов и способов библиографического обеспечения пользователей информации).

Понятие «педагогическая кибернетика» как наука об оптимальном управлении учебно-воспитательным процессом, педагогическими системами, науки о технологии обучения на основе кибернетического подхода и использовании вычислительной техники (Г. Г. Воробьев и др.) в качестве важнейших задач рассматривает развитие информационной культуры.

Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности.

Как понимание современной картины мира (В. А. Извозчиков);

Как компетентность и способность работать с информацией и людьми (В. Н. Соловьев);

Как понимание системно-информационной картины мира (Т. Ю. Китаевская) и т. д.


3. Проблемы формирования информационной культуры


Формирование информационной культуры преподавателя имеет свои особенности:

Инициативность, умение самим находить решение своих проблем (И.. П. Осинцова);

Способность после минимальной адаптации на производстве выполнять все обязанности на любом участке библиотечной работы (А. Я. Черняк);

Интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая, эстетистематическое, организованное чтение, организаторские качества;

Умение самостоятельного анализа информационной ситуации (Г. С. Галиуллина);

Ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов (И. А. Мейжис);

Операторские навыки, умение моделировать процессы, психологическая адаптация (Л. Н. Федорова);

Знание сведений о новых достижениях в области педагогических наук (И. А. Мейжис);

Способность решать проблемы, умение руководить, склонность к научно-исследовательской работе (М. Г. Вохрышева);

Инициативность, творческий подход, интеллектуальный потенциал, высокие психомоторные качества, нравственное начало, эрудиция, способность к творческим озарениям, не уступающая строгому анализу;

Психологическая адаптивность, стрессоустойчивость, навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.

Ряд исследователей, рассматривая противоречивый характер развития информационной культуры, полагают, что существует опасность (Н. И. Витиска и др.) возможности полной зависимости человека от созданного им информационного “монстра”. Особую роль, по их мнению, приобретает построение интеллектуальных информационных систем, основанных на обработке нечетких данных, позволяющих наиболее адекватно моделировать качественную сторону рассуждений специалистов, связанных с принятием управленческих решений.

В исследованиях по проблеме информационной культуры выявлены ряд общих вопросов: ее основные понятия и типы; правовые и нравственные аспекты информатизации, психолого-педагогические проблемы формирования информационной культуры личности; психологические механизмы ее продвижения в педагогическом процессе; роль информационных технологий, роль и влияние глобальных информационных сетей на развитие культуры, состояние информационных ресурсов России в сфере культуры, искусства, образования. Так, ряд авторов (Ю. С. Зубов и Н. А. Сляднева) рассматривают положение о том, что до сих пор в историческом сознании доминирует роль материально-преобразующей деятельности человека.

Деятельность же информационно-преобразующая обычно рассматривается как история духовной культуры и подчиняется технологической и социальной истории. Однако, по мнению авторов, способ информационного производства лежит в основе человеческой деятельности и во многом определяет типы культуры. Вот почему так важно разрабатывать современные технологии информационного образования и воспитания.

Другая группа исследователей (З. Е. Воробьева и А. И. Мухачев) предполагает, что в недалеком будущем сформируется единая наука, посвященная изучению энергоинформационных взаимодействий, происходящих во всех системах.

Отсюда вытекает необходимость определения и уточнения понятий и категорий междисциплинарных исследований, что требует в свою очередь существенного пересмотра структуры образования и качественных составляющих культуры специалистов.

Ведущее место в этом процессе принадлежит системе образования как важнейшему фактору повышения информационной культуры личности и как самой крупной отрасли всей индустрии знаний, как на глобальном, так и региональном уровнях, т.е. выделение регионального аспекта информационной культуры специалиста. Большой интерес исследователи проявляют к этическим аспектам информационной культуры личности (М. Г. Вохрышевой, В. М. Петрова, А. С. Чачко и др.), возникающим в связи с разделением людей на разные возможности доступа к информации: в связи с трудностью сохранения оригинала и авторского права, с разделением платной и бесплатной информации, с возникновением особой иерархии социальных отношений и различием информационного вклада различных социальных групп.

Пограничной с педагогикой проблемами информационной культуры являются принципы коммуникативности в информационной деятельности, типологии информационной культуры личности, прогнозы ее развития в ХХI веке, особенности самоидентификации личности в виртуальной реальности (А. А. Гречихина и др.), поиск оптимального соотношения в изучении истории и теории информатизационного развития общества и обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов в области личностного информационного поведения (Н. Л. Никитина, Е. Л. Кудрина, Н. И. Гендина и др.). Предлагается блочно-модульный принцип построения учебных программ, позволяющий сделать курс вариативным в зависимости от категории обучаемых при обеспечении фундаментальности образования.


Заключение


При рассмотрении сущности информационной культуры необходимо учитывать представления исследователей об информационных процессах в науке. Так при рассмотрении педагогической науки в информационной парадигме как системе сбора, переработки и хранения информации, все большее значение приобретают информационные модели:

Совокупность сигналов, несущих информацию об объекте управления и внешней среде, организованная по определенным правилам и имеющая значение для принятия решений;

Схема потоков информации, обращающейся в процессе управления объектом (чаще всего, в форме графов, схем, планов с включением прямых и обратных информационных связей);

Система упорядоченных по особым правилам сигналов, генерируемых средствами переноса и отображения информации и несущих информацию об объекте управления, контроля, исследования внешней среды в самой системе управления;

Совокупность понятий и их семантических связей в информационном поле, если само понятие – информационная модель объекта, процесса, явления или системы на естественном языке.

Основы информационной культуры преподавателя включают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает;

Поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);

Знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);

Умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);

Работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);

Использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.

Анализ и синтез полученной информации;

Умение выделять главное из множества второстепенного;

Переработка (осмысление) информации;

Запоминание информационных единиц;

Дальнейшее восстановление в памяти;

Превращение полученной информации в собственное знание;

Процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).

Исходя из разнообразия взглядов по поводу отдельных сторон информационной культуры преподавателя, можно сделать вывод, что две позиции наиболее четко просматриваются в большинстве точек зрения: 1) в качестве предмета при анализе информационной культуры все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист; 2) информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.


Литература:

1. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с. 54, 56.

2. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта. Томск-Москва, 1997

4. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2, с. 82 – 92.

Существует множество определений понятия "информационная культура личности", которая характеризуется как "умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы", как "степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании" .

По мнению Н.И. Гендиной, "информационная культура личности" - это "совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий" . В рассуждениях об информационной культуре, "в зависимости от субъекта деятельности, различают следующие уровни её бытования: личностный, общественный, профессиональный. Однако в качестве базовых уровней выделяют личностный и общественный на определенном этапе развития общества, причем, в тесной взаимосвязи. Человек, являясь частью информационного общества, должен владеть личностной информационной культурой" .

Исходя из анализа мнений и утверждений специалистов, можно сказать, что информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова - оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Изучение источников показало, что категория "информационная культура личности " проанализирована в различных взаимосвязях с таким понятием, как "компьютерная грамотность" и "информационная грамотность". Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:

"знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;

совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);

б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера)" .

В понятие "информационная грамотность личности" включены следующие компоненты:

"знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;

наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;

умение ориентироваться в информационных потоках;

умения и навыки сохранения информации для повторного использования;

развитость алгоритмического мышления личности" .

Анализ работ показал, что структуру ИКЛ специалисты представляют в виде совокупности следующих блоков:

Ё "Культура информационного поведения, которая понимается как система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Любые формы поведения так или иначе имеют информационную основу, но специфическое информационное поведение проявляется тогда, когда возникает проблема видения человеком фрагмента реальности. Действия человека по его освоению имеют своим результатом информированность - степень осведомленности человека о явлениях действительности (фактах, событиях, процессах)" .

Ё "Культура информационной деятельности, которая имеет сложную организацию, представлена совокупностью процессов сбора, обработки, хранения, поиска, использования информации; включает читательскую культуру, степень осознания информационных потребностей пользователя информации. Читательская культура предполагает определенный уровень сформированности ряда читательских знаний, умений и навыков: потребности в чтении и устойчивый интерес к нему, читательская эрудиция, навыки чтения, способность к восприятию литературных произведений" .

Ё "Библиографическая культура формируется посредством знакомства с информационными ресурсами и их составляющей - библиографическими указателями, списками литературы, каталогами библиотек посредством библиографических методов: индексирования, классифицирования, каталогизирования, выделения поисковых признаков. Библиографическая культура предполагает сформированность библиографических знаний, позволяющих более успешно организовывать информационные массивы и производить поиск, что оказывает влияние на уровень культуры их использования" .

Ё "Культура информационного мировоззрения, которое формируется на основе анализа имеющихся информационных ресурсов, дает человеку ориентиры, позволяющие определить собственную позицию при изменении ситуации. Информационное мировоззрение представляет собой систему общественных взглядов на объективный мир, место человека в нем. Данное определение указывает на то, что именно знания формируют мировоззрение и что оно может меняться по мере становления личности и усвоения новых знаний" .

Кроме этого, Н.А. Коряковцева в структуру ИКЛ включает такие компоненты как информационная среда и компьютеризация.

Ё "Информационная среда рассматривается двумя концепциями: ресурсной (как техническая среда, позволяющая хранить информацию, извлекать и предоставлять её пользователю) и коммуникационной (как средство человеческой коммуникации)" .

Ё "Информатизация правомерно считается одним из признаков информационного общества и проявления которой нельзя сводить только к технологическому аспекту. Современная информационная техника легко позволяет специалистам любого профиля в любой географической подключиться к банкам данных - сокровищам библиотек, музеев, архивов и т.д., что, несомненно, отражается на развитии духовного мира человека. Информатизация влияет на деятельность образовательных, культурных, информационных учреждений, стимулирует познавательную деятельность людей. Следует отметить, что информатизация - это не только технический, но и социокультурный фактор в развитии общества, который влияет на качество информационной среды, и что в центре всех этих процессов находится человек: именно он на основе имеющейся информации или экспериментальным путем создает новые знания, новые информационные технологии" .

Таким образом, обобщив данные анализа, можно сделать вывод, что ИКЛ тесно связана с информационной культурой общества: информационная культура общества формируется деятельностью человека и, в свою очередь, зависит от уровня информационной культуры общества.

Изучение ряда работ позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты информационной культуры личности (далее - ИКЛ): когнитивный, содержательный (действенно-практический), коммуникативный (аксиологический) и рефлексивный (эмоциональный).

Когнитивный компонент предполагает наличие у обучающегося "целостных знаний (фактов, представлений, понятий, законов и т.д.) об информационной среде, обеспечивающих опыт информационной деятельности и ориентирование в этой среде, осознание целей и определения своих возможностей в осуществлении информационной деятельности" . Данный компонент может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных информационных явлений и процессов как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д.

Содержательный (действенно-практический) компонент определяет "систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности обучающегося. Содержательный компонент проявляется во владении обучающимся сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, в рефлексии сочетания целей информационной деятельности с постановкой учебных и общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде" .

Коммуникативный (аксиологический) компонент включает в себя "принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды. Этот компонент предполагает наличие у учащегося способностей в гибком и конструктивном ведении диалогов типа "человек - человек", "человек - компьютер", "человек - компьютер - человек"; представления об этике и такте в компьютерной коммуникации; утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей" .

Рефлексивный (эмоциональный) компонент представляет собой "систему, сочетающую собственные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем. возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком. Данный компонент связан со знаниями обучащегося о приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека" .

Все компоненты ИКЛ взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры ИКЛ.

Проблема гармоничного развития всех компонентов ИКЛ, по мнению авторов , может быть решена на основе диагностирования уровня её развития. Параметрами эффективной диагностики уровня развития ИКЛ они считают уровни реализации ИКЛ:

Ё "Когнитивный компонент:

ь Эрудиция;

ь Начитанность.

ь Библиотечно-библиографическая грамотность;

ь Компьютерная грамотность;

ь Владение приемами развития памяти;

ь Умение использовать информацию;

ь Умение сочетать традиционные и электронные источники информации для получения новой информации.

Ё Коммуникативный (аксиологический) компонент:

ь Интуиция;

ь Критичность мышления;

ь Гибкость и открытость к восприятию новой информации;

ь Ответственность в работе с информацией.

Ё Рефлексивный (эмоциональный) компонент:

ь Воображение;

ь Сопереживание;

ь Ассоциативное мышление" .

Необходимыми условиями, обеспечивающие эффективность развития ИКЛ в условиях информационно-образовательной среды библиотеки, по мнению ряда авторов являются:

ь "ориентация библиотекарей и пользователей на ценности информационной культуры и обмен этими ценностями в процессе библиотечного обслуживания;

ь комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности;

ь единство формирования информационных знаний, умений, навыков, убеждений, личностных смыслов, ценностных ориентации в сфере создания информационных ресурсов и выполнения информационной деятельности" .

Таким образом, формирование умений и навыков работы с информацией, включение их в ценностную систему личности требует индивидуального подхода к каждому потребителю информации, связи обучения с конкретными информационными потребностями.

В последнее время возрос огромный интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, развитие личности. Понятие «культура» употребляют в различных смыслах, ее можно рассматривать, например, как сочетание определенных знаний, умений, черт и навыков индивида.

Распространены обобщенные представления о том, что культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Перечень компонентов в контексте дефиниции вряд ли можно считать исчерпанным. Культура часто рассматривается как специальная система, совокупность духовных, нравственных и научных знаний и ценностей, создаваемых не отдельной личностью, а человечеством в целом в процессе общественно-исторической практики. Этот подход связан с толкованием культуры как определенной цивилизации, ступени материального и духовного общественного развития. В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В философии выделено несколько уровней анализа культуры: культура общества, культура социальных групп и культура отдельного человека. «Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различием онтологических уровней «общее - особенное - единичное»: культура как способ существования человека, макро- или микрогруппы, говоря языком социологов, культура отдельной личности (по формуле обыденной речи - культурный человек)».

В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы» (Каган М.С.), то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура в глубокой своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется:

  • в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов;
  • как творческое содержание деятельности;
  • как способ деятельности, ее технологии;
  • как качественная характеристика деятельности и ее результатов.

Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах. Если в основу классификации видов культуры вложить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и т.д. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности, она является исключительной в формировании содержания образования.

Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде. Изучение литературных источников (Ю. С. Брановский, В. Я. Буторин, К. К. Колин, Э. П. Семенюк, Т. И. Шамова) показало, что категория «информационная культура» проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере. Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются: знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов; совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

  • умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);
  • умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (анализировать ситуации, описывать результаты воздействия на человека сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).

В понятие «информационная грамотность личности» включено: компьютерная грамотность личности; знания об информационной среде, законах ее функционирования, некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации; наличие информационных потребностей широкого диапазона; умение ориентироваться в информационных потоках; умения и навыки сохранения информации для повторного использования; развитость алгоритмического мышления личности. Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами. Выделим компоненты компьютерной культуры: знание методологии применения информационных и компьютерных технологий (ИКТ) в различных областях жизнедеятельности человека; понимание соответствующей терминологии, связанной с ИКТ; знание принципов устройства и работы компьютерной техники; знание конкретных примеров использования ИКТ; свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности; знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.); понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности; умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения - структуризация, алгоритмизация, программирование, реализация; соблюдение морально-этических и правовых норм применения ИКТ.

В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством. Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как: информационная грамотность, включающая: осознанную мотивацию личности, а это определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются - самостоятельность и креативность.

Существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов и порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают. Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры». Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с технологией устной речи, ее передачей, запоминанием, возможностью трансляции в пространстве и времени. Древняя дореволюционная информационная среда была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию и отличалась невысокой скоростью распространения информации.

Письменность - вторая информационная революция, это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Кроме этого, появление документальных носителей информации расширило сферу общения, диапазон его форм и возможностей и создало предпосылки для возникновения нового этапа развития информационной культуры. Изобретение книгопечатания - одна из первых эффективных информационных технологий, приведшая к третьей информационной революции, которая радикально изменила производство (индустриальное общество), культуру и способ организации общественной и исторической деятельности. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное - началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Книгопечатание дало возможность собрать все достижения человеческой мысли предшествующих поколений и ускорить процесс получения знаний, позволило тиражировать тексты, одновременно и потребовало, в свою очередь большего распространения грамотности среди людей. Четвертая информационная революция, начавшаяся в XIX веке, связана с изобретением и последующим применением в практике электричества и таких средств коммуникации, как радио, телефон, телевизор. Эти средства означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемов памяти и возможности накопления знаний. Этот этап информационной истории человечества привел к формированию новой личности с иным уровнем информированности и информационной культуры.

Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция, связанная с использованием в практике средств цифровой вычислительной техники. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Произошел подлинный переворот в информационной сфере общества, что во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей. Информатизация общества сегодня оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. По мнению К. К. Колина, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации - информационного общества.

С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые. На уровне общества информационная культура анализируется в работах М. Г. Вохрышевой, Э. П. Семенюка, А. П. Суханова и др. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информационной культуры выступают социальные группы и социальные институты.

С философских позиций (по А. П. Суханову) - информационная культура, как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации». Технологический аспект понимания информационной культуры представлен в работах Э. П. Семенюка, К. К. Колина и др. Например, Э. П. Семенюк говорит о том, что информационная культура - это «степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией». Проанализировав существующие определения дефиниции «информационная культура», пришли к тому, что наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности.

Объясняется это тем, что культура не существует без человека, т.е. незаменимостью социокультурной роли личности. Современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей т.е заинтересованных в ней людей или организаций, и выдается в привычной для них форме.

На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. При этом пользователь информации выступает во взаимодействии с информационной средой не как безличный исполнитель некоторой социальной роли, а как личность со своим индивидуальным творческим выбором, способный к активной рефлексии над собственным процессом мышления. Составляющая информационной культуры личности является проблема постоянного и систематического самообразования, то есть «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», которая также очень актуальна в современном обществе. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений. Сближению и взаимодействию способствуют формальные и неформальные виды образования, то есть появление универсальных социально-культурных институтов (библиотечные центры, альтернативные школы, инновационные учреждения).

Обобщая современные представления о составе информационной культуры, выделяется: культура поиска информации (поиск идей, а не рецептов); умение аналитической переработки информации (создание собственных баз даных); культура делового общения; толерантность; открытость другим культурам, способность к рефлексии; адекватная самооценка, знание этических норм использования информации. Значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для молодежи, подросткового поколения. Информационная культура - это уверенность в себе, в завтрашнем дне; информированность, более успешная самореализация, развитие способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, быть в центре событий, быть открытым для информации и повышать свой культурный, творческий уровень в целом.

Список литературы
1. У. Ш. Бегимкулов. Педагогик таълимни ахборотлаштириш: назария ва амалиёт: моногр. - Т: Фан, 2011. - 232 б.
2. Философский словарь / Под ред.

Цели урока:

  1. «информационная культура» ;

Оборудование:

План урока:

  1. Орг. момент.(3 мин)
  2. Д/з.(5 мин)
  3. Вопросы учеников. (5 мин)
  4. Итог урока. (10 мин)

Ход урока:

I . Орг. момент.

II

III . Изложение нового материала

интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес желании применить интеллект

информация » и «культура »,

«информационная культура»

информологический и культурологический .

В рамках информологического совокупность знаний, умений

При использовании культурологического

«Информационная культура с и

Основными

  • система образования
  • развитие экономики страны

IV . Д/3

V .Вопросы учеников. Ответы на вопросы учащихся.

VI . Итог урока.

Подведение итога урока.

Выставление оценок.

Цели урока:

  1. познакомить обучающихся с понятием «информационная культура» ;
  2. рассказать как проявляется информационная культура человека;
  3. каковы основные факторы развития информационной культуры.

Оборудование:

доска, компьютер, рабочие файлы.

План урока:

  1. Орг. момент.(3 мин)
  2. Повторение пройденного материала (15 мин)
  3. Изложение нового материала (30 мин)
  4. Д/з.(5 мин)
  5. Вопросы учеников. (5 мин)
  6. Итог урока. (10 мин)

Ход урока:

I . Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II . Повторение пройденного материала

Для актуализации знаний учитель предлагает вместе вспомнить:

  • Что изучает наука информатика?
  • Что такое информация с точки зрения человека, техники, общества?
  • Какие информационные процессы выполняет человек в своей деятельности?
  • Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?
  • Чем были обусловлены информационные революции? Расска-жите о каждой из них.
  • Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.
  • Что определяет индустриальное общество?
  • Имеется ли связь между промышленными и информацион-ными революциями?
  • Как вы представляете информационное общество?
  • Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.
  • Что определяет пятую информационную революцию?

III . Изложение нового материала

Информационная культура современного человека

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке боль-ших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желании применить интеллект и информацию для определенных целей.

Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Поэтому уже недостаточно уметь самосто-ятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научить-ся такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного зна-ния. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

Понятие информационной культуры связано с двумя фунда-ментальными понятиями — «информация » и «культура »,

«информационная культура»

поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический .

В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направ-ленную на удовлетворение информационных потребностей.

При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры . В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в ин-формационном обществе, как составляющая процесса формиро-вания культуры человечества.

Используя первый подход, приведем определение информаци-онной культуры.

«Информационная культура это умение целенаправленно рабо-тать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, совре-менные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из со-ставляющих общей культуры. Информационная культура связа-на с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических уст-ройств, от телефона до персонального компьютера и компью-терных сетей;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютер-ную информационную технологию, базовой составляющей ко-торой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информа-ции;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей об-ласти деятельности.

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее в своей деятельности как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Основными факторами развития информационной культуры являются:

  • система образования , определяющая общий уровень интел-лектуального развития людей;
  • информационная инфраструктура , определяющая возможно-сти людей получать, передавать, хранить и использовать ин-формацию;
  • развитие экономики страны , определяющей материальные возможности людей при использовании современных инфор-мационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

Одним из существенных показателей информационной куль-туры в нашей стране является знание английского языка. Сло-жившаяся ситуация в компьютерной индустрии такова, что практически все современные версии программных продуктов, определяющих информационную технологию, представлены на английском языке. На этом языке реализуется интерфейс поль-зователей с основными видами глобальных информационных ре-сурсов, осуществляется профессиональное взаимодействие с опе-рационными системами компьютеров. В большинстве областей науки, бизнеса и технологий также доминирует английский язык.

Для активной и плодотворной жизни в информационном об-ществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер и изучая современ-ные информационные технологии.

IV . Д/3

1. Используя всевозможные источники информации (справочни-ки, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «ин-формационная культура» и проведите их анализ.

2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись раз-личными источниками, и сопоставьте его с понятием «инфор-мационная культура».

3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

V .Вопросы учеников. Ответы на вопросы учащихся.

VI . Итог урока.

Подведение итога урока.

Выставление оценок.