Как повысить свой статус в обществе. Доклад: Социальный статус личности, социальные роли личности

Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй - профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

Социальный статус - это прежде всего положение, которое мы занимаем в обществе. Причем некоторые вещи (пол, национальность, цвет глаз) даются нам от рождения, а чего-то (профессионализм, материальный достаток, должность) приходится добиваться самим. Сегодня мы поговорим о том, от чего напрямую зависит наш социальный статус, - работе и зарплате.

Итак, вы открыли издание по трудоустройству. Одно это свидетельствует о том, что вы задались целью повысить свой социальный статус. В противном случае вы согласились бы на первое попавшееся место, где требуются рабочие руки. Однако такой расклад явно не для вас, ведь вы хотите получить определенный пост, причем почти знаете где. Важно, чтобы вакансия была престижной, должность приличной, работа предоставляла возможность карьерного роста, а зарплата, безусловно, не выходила за некие установленные рамки. Вот вы и начали (пока еще мысленно) повышать свой социальный статус, даже если вы ищете работу в первый раз. Как известно, образование - один из ключевых составных элементов положения в обществе. Слава богу, прошла пора, когда у нас основополагающее значение придавали количеству купюр в кармане. Многие из тех, кто сумел хорошо заработать в свое время, позже не пожалели денег на получение диплома и даже научной степени. Второе высшее образование перестало быть модой и сделалось жизненной необходимостью.

Говоря о статусе, следует учитывать требования среды, в которую человек попал или хочет попасть. Это те границы, внутри которых нужно уметь функционировать. Например, не владея в совершенстве иностранным языком, а то и двумя, вы вряд ли добьетесь успеха в международной компании. Поэтому второе высшее (как, впрочем, и любое другое дополнительное образование) автоматически ведет к повышению статуса. Вполне можно заняться и активным самообразованием. Это пригодится всегда, в каком угодно возрасте, ведь если вы не прогрессируете, начинается обратный процесс, то есть регресс. А если составить для себя схему (или взять ее из учебников либо у преподавателя), дополнительное образование можно получить и из книг. Учат же люди иностранные языки с помощью кассет, пособий и т. д.

Однако «перепрыгнуть» из низкого статуса в высокий без профессиональных знаний и наличия определенного уровня культуры практически нереально. Ничего, кроме глупого искусственного насаждения, тут не получится. Об этом еще Мольер писал. Это все равно что надеть фрак на человека, который всю жизнь рубил лес, и заставить его играть на скрипке. Другое дело, если дровосек приложит усилия и сам научится играть, да так, что его возьмут в симфонический оркестр. В общем, чтобы утвердиться в обществе, нужно желать этого и, естественно, прилагать соответствующие усилия. Если вы хотите из обычного менеджера стать начальником, будьте любезны соответствовать. Необходимо рассмотреть абсолютно конкретно, каких знаний и умений вам не хватает. Допустим, в своем деле вы дока. Штудируйте бизнес-психологию. В ней вы как рыба в воде? Значит, работайте над имиджем.

Последнее, кстати, довольно важно для всех, кто хочет повысить свой статус. В одном отделе крупной компании на равных должностях работали два человека. Отдел, собственно, еще не был сформирован, а ездить на встречи и другие мероприятия уже приходилось. Шеф почему-то всегда брал с собой лишь одного сотрудника. Свой выбор он объяснял не тем, что этот служащий лучше работает, а наличием у подчиненного соответствующего имиджа и навыков общения с людьми. Так что представительский вид, харизматичность и культура - не пустые слова. И если вы, простой менеджер, претендуете на должность руководителя - извольте выглядеть соответственно. Имидж пригодится и на собеседовании. Свои знания все равно за короткое время не продемонстрируешь, а вот презентабельная внешность и умение держаться скажут о вас даже больше, чем необходимо для принятия решения. Сколько раз приходилось слышать от интервьюеров: «Как только он вошел, я сразу понял: это и есть наш новый начальник отдела!» Заметьте - «только вошел»!

Немаловажный вопрос - вопрос зарплаты. Безусловно, человек, который хорошо получает, может позволить себе жить достойно. Ну разве не унизительно, например, когда здоровый мужик с руками и ногами не в состоянии приобрести новую машину и может лишь ругаться, если ломается старая и нет денег на ремонт! А ругать-то нужно не безвинное средство передвижения, которое не может жить вечно, а себя, простите, дурака, неспособного зарабатывать как следует. Кстати, автомобиль - тоже показатель вашего статуса. Поэтому стремление к более высокому окладу - это и стремление к более высокому статусу. «Да как тут заработаешь, для моей профессии и должностей приличных нет», - возразите вы и начнете объяснять, почему вам, такому распрекрасному, путь к солидному жалованью заказан. Чушь. Рассуждая таким образом, вы подсознательно программируете себя на неудачу. Изначально нужно поставить себе цель. Только не стоит ограничиваться установленными цифрами. Допустим, ваша цель - улучшить свое положение в обществе. От этого будет зависеть, какие шаги и действия придется предпринять.

Любой, абсолютно любой человек может найти себе применение за достойное вознаграждение. Так, в нашем дворе много лет работал дворником некий Сергеич, просто обожавший чистоту и порядок. Как-то незаметно он исчез. Оказалось, его забрал к себе «на фазенду» мой бывший одноклассник, сделавший неплохую карьеру в торговом бизнесе. Первым делом он спросил Сергеича, сколько тот получает, и пообещал гораздо больше… А одна медицинская работница ненавидела лабораторию поликлиники, куда ее распределили после училища. Платят копейки, оборудование старое, элементарных бахил и перчаток нет… Причем делать клинико-диагностические анализы ей очень нравилось, да и их значение для здоровья человека она прекрасно понимала. Подучившись немного, девушка устроилась в частную клинику, в лабораторию с новейшим оборудованием. Теперь ее зарплата в десять раз больше!

…А уж то, что низкий социальный статус оказывает заметное влияние на здоровье и продолжительность жизни, знает даже школьник. Ученые говорят, что заложенные в геноме человека, допустим, мужские 170 см роста при плохом питании и влиянии вредных факторов окружающей среды никогда не станут собой, а вот при удачном раскладе они способны превратиться в 185! Результаты исследования близнецов с наиболее впечатляющей разницей в общественном положении (правда, на это согласились всего 17 пар двойняшек) показали, что при среднем возрасте (около 46 лет) женщины-неудачницы по биологическому возрасту были на семь лет старше своих социально успешных сестер. Хотя справедливости ради стоит привести и другие данные: начиная с 70-х годов прошлого века, ученые следили за здоровьем британских государственных служащих, «сортируя» их по роду деятельности. Выяснилось, что «шестеркам», всю жизнь проведшим у основания служебной пирамиды (то есть секретарям и курьерам), сердечные заболевания грозят гораздо реже, чем их начальству. Оно и понятно: меньше ответственности - меньше переживаний. Эту закономерность исследователи назвали синдромом статуса (status syndrome ).

Причем от синдрома статуса не застрахованы даже самые успешные жители самой развитой страны. И тут стоит взглянуть на проблему глобально. Богатые США, к примеру, имеют валовой национальный доход на душу населения приблизительно 34 тыс. долл., а средняя продолжительность жизни у них составляет 76,9 года. Не совсем, мягко говоря, зажиточная, но гордая Куба с ее валовым национальным доходом в 5200 долл. может похвастаться почти «американской» продолжительностью жизни - в среднем 76,5 года. А Япония с ее рекордной средней продолжительностью жизни - 81,3 года - имеет при всем при том валовой национальный доход около 25 тыс. долл. То есть не только отношения в обществе, система образования и социальное единство являются определяющими моментами, важно учитывать и местонахождение (географию). Все знают, например, что далеко не богатые горцы - рекордсмены среди долгожителей.

Кроме того, необходимо сказать, что человек, стремящийся к более высокому статусу, обязательно должен следить за своим здоровьем. Сегодня кое-где уже просто неприлично появляться с проблемными зубами. Стоматология достигла такого уровня, что все неприятности можно устранить за несколько визитов к врачу. Однако это стоит денег… и подчас немалых. Не удивлюсь, если скоро и проблемы внешности (например, мешки под глазами и морщины) будут считать показателем низкого социального статуса… Поэтому даже если зарплата не позволяет вам раскошелиться на здоровье, лечитесь и исправляйте дефекты… в кредит. Это станет своеобразным стимулом к увеличению своего дохода.

Не забывайте только, что вы живете в обществе и по его законам. Хорошо, когда человек берет с кого-то пример, пытаясь не подражать, а добиваться таких же впечатляющих успехов самостоятельно. Другое дело, когда кто-то завидует, злится и старается всеми правдами и неправдами отобрать у коллеги или конкурента атрибуты звездного статуса. И уж совсем плохо, когда некто, возомнив себя яркой индивидуальностью, не считает нужным учитывать опыт предшествующих поколений. Стремясь вперед, выше, не забывайте, что вы человек. Поверьте в себя - и удача вам улыбнется!

И соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором . Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус.

Социальный престиж человека

Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.

Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в .

Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

Социальная роль

Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет.

Социальная роль представляет собой совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Иными словами, если кто-то занимает в обществе определенное положение, от него будут ожидать соответствующего поведения.

От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды — скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда — читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель в вузе будет учить нас научным теориям, а не ; врач будет думать о нашем здоровье, а не своем заработке. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.

Таким образом, если социальный статус — это позиция человека в социальной структуре общества с определенными правами и обязанностями, то социальная роль — это функции, выполняемые человеком в соответствии со своим статусом: поведение, которое ожидают от обладателя этого статуса.

Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Напри м с р. обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль). Точно таким же образом разные актеры театра сыграют одну и ту же роль совершенно по-разному.

В течение жизни положение человека в социальной структуре может изменяться. Как правило, эти изменения связаны с переходом человека из одной социальной группы в другую: из неквалифицированных рабочих в специалисты, из жителей села в горожане и т.д.

Особенности социального статуса

Статус - это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.

Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.

Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан — выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это — одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.

Таким образом, статус — позиция индивида в , которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол — мужской или женский — следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.

Обретенный статус — это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» — это обретенные статусы.

Достигаемый статус - социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.

Статусный образ , или имидж, — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.

Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).

В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них — этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.

Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных , он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

  • прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
  • приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
  • предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Без преувеличения, школа и учитель определяют будущее земной цивилизации. Поэтому прослеживается такое пристальное внимание со стороны общества к профессии педагога, и, прежде всего, к его социальному статусу.

Со стороны общества повышение социального статуса педагога возможно при определении достойного уровня заработной платы, обеспечения комфортных условий преподавания, а также социальной поддержке учителей. С другой стороны, считаю, что каждому учителю нужно в первую очередь самому позаботиться о своем хорошем имени . Ведь уважение к педагогу формируется на каждом уроке, начиная с самого первого: по его отношению к ученикам, по знанию предмета, по способностям находить приличный выход из сложных педагогических ситуаций, по внешнему виду, личным качествам, соответствию определенным этическим правилам. Учителю необходимо постоянно совершенствоваться в своей профессии, иначе уважение к нему быстро пропадет. И еще, нужно в любой ситуации с преданностью относиться к своей работе. Человека, который умеет уважать себя сам, уважают и другие. Согласитесь, что тот, кто стыдится своей профессии, невольно сам провоцирует негативное отношение к себе и к работе, которую выполняет... Таким образом, повышение квалификации труда учителя является одним из путей повышения социального статуса педагога.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. При создании благоприятных условий и мотивации для педагогического роста педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.


В нашей школе созданы благоприятные условия для профессионально-личностного роста и самореализации педагогов в условиях модернизации системы российского образования. Это и демократическая система управления, и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений.
Организованная таким образом деятельность способствует формированию благотворной психологической атмосферы в коллективе и мотивирует на непрерывное совершенствование акмеологических инвариант профессионализма учителей.

Так, в течение многих лет учителя школы принимают участие в районном профессиональном конкурсе «Учитель года», занимая призовые места и побеждая в номинациях, что свидетельствует о достаточно высоком уровне профессионализма.

Положительная динамика повышения категорийности учителей школы также является показателем непрерывного совершенствования профессиональных качеств.

Успешная деятельность педагогического коллектива и высокий профессионализм педагогов по достоинству отмечены наградами различного уровня.

В проекте Морального кодекса Российского педагога записано: педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться.

Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор направления и темы самообразования.
    2. Формулирование цели и задач самообразования.
    3. Определение круга источников информации.
    4. Выбор формы самообразования.
    5. Составление плана самообразования.
    6. Определение результата самообразования.
    7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
    В течение трёх лет я работаю над темой « Использование ИКТ на уроках иностранного языка».

Моими задачами было:

Изучить литературу и материалы сети Интернет об на уроках ИЯ

Пройти курсы повышения квалификации;
посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в практику работы учителя;
принять участие в работе сетевых педагогических сообществах в Интернет;
посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
апробировать данный комплект на практике.
Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Работая над реализацией личного плана самообразования, я:
– знакомилась с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
– посещала семинары, конференции, уроки коллег;
– принимала участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
– прошла очные, заочные и дистанционные курсы повышения квалификации по данной теме;
– разработала модель образовательного процесса с использованием ИКТ;
– провела открытые уроки с использование ИКТ для анализа со стороны коллег;
– организовала внеурочную деятельность по предмету;
– выступала на заседаниях МО, педсоветах с обобщением результатов опыта работы.

Результатами моего самообразования стали:
– повышение качества преподавания по предмету (рост участия учащихся в школьных и всероссийских конкурсах);
– разработка авторских дидактических материалов, тестов в электронном виде;

– разработка и проведение открытых уроков

– создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ, сетевых педагогических сообществах в Интернет (портал «Сеть творческих учителей», информационно-образовательный портал Rus Edu, .всероссийский профильный СМИ ««ЗАВУЧ.ИНФО», «Педсовет / Pedsovet.org», проект "Открытый класс», фестиваль педагогических идей «Открытый урок»);
Сейчас я работаю над созданием личного сайта.

Закончить свое выступление хочу словами великого немецкого педагога-мыслителя Адольфа Дистервега:
“Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)

Желаю всем здоровья, творческих успехов и счастья в жизни.


Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.